Архитектура молодых, архитектура для молодых

Анна Васина, Павел Рыбкин
21 августа 2023, 00:00

Спектр профессиональных интересов и стилей, в которых работают современные архитекторы, очень широк — от воплощения «русскости» в архитектуре до попыток построить внестилевое культурно-деловое пространство в бывшей промзоне.

Центр гостеприимства органично вписан в природный ландшафт

Кирилл Губернаторов, сооснователь архитектурного бюро «Мегабудка».

Центр гостеприимства и новая гостиница в Парке природных чудес «Кудыкина гора», Липецкая область.

— Как-то мы всей командой шли на нашем традиционном арх-пароходе по Волге. У нас была задача вспомнить и собрать вместе какие-то черты, которые характеризуют русский стиль. Последние лет тридцать у русских архитекторов была любовь к среднеевропейской архитектуре. Именно это во многом и стерло дресс-код русскости, который, вообще-то, поддерживался на протяжении почти всего двадцатого века. Я думаю, единственное, что осталось в русской культуре после всех потрясений, революций и войн, — это сама по себе русская ментальность. Ее мы и пытаемся отразить в наших работах. И мы вывели тогда некие критерии русскости, их было около трех десятков. Список пополняется.

Для меня лично среди самых важных критериев — удаль. Это отвага, внутренняя свобода, бесстрашие. Но удаль не про воинственность, а скорее когда прет.

Часто удаль рождается просто от слишком сжатых сроков: в России все сейчас происходит молниеносно. Наверное, где-нибудь в Швейцарии такое невозможно. В русской архитектуре знаете, как бывает? Узор иногда начинается в одном масштабе, а заканчивается в другом. Или изразец ну совсем не попадает в квадрат ширинки. Или на маленькую церковь нахлобучивается непропорционально большой купол. И все-таки по итогу получается хорошо.

Потому что есть некая яркая иррациональная частица в придумывании и реализации — колобковость. Форма здесь ни при чем — никаких округлостей, речь идет о проявлении ментальности. Это просто нечто смешное и неожиданное: каким боком что повернется. Веселый хаос в привычном строе вещей.

Очень хочу добавить в список такой критерий, как уныние. В русской архитектуре тяга к унынию есть, особенно в деревянном зодчестве. Раньше оно было цветным, но после все полиняло и слилось с природой. Хотя веселье осталось, куда ни посмотришь: резное солнышко, петушок на коньке, наличники резные и задорные. Просто все серое, а иногда даже черное.

С 2016 года мы занялись парком «Кудыкина гора» в Липецкой области. В 2020 году сделали «Путь», проходящий плинтусом по всему периметру парка. В 2021 году открыли Центр гостеприимства, а в 2023-м открывается новый гостиничный комплекс. Оба проекта — о поиске национальной идентичности.

В Центре гостеприимства это проявлено максимально, то есть непосредственно в построении объемов. А в новой гостинице, наоборот, все довольно скромно. Разница подчеркнута не только цветом — там темные, тут светлые тона. Гостиница больше об отношении к природе, о незаметности, поэтому корпуса как будто углублены в землю. Здесь есть отсылка к белокаменной архитектуре русских церквей, к их галереям. Но возможно, что и к галереям торговых рядов.

Константин Таранов, основатель XSA.

Скейт-парк на бульваре им. Щипакина, Ставрополь.

— Идеология XSA в целом и XSA Buro как подразделения, специализирующегося на ландшафтной архитектуре и благоустройстве, — трансформировать городское пространство, вкладывая в него новые смыслы и сценарии, открывая в привычном новое.

Бульвар имени Щипакина в Ставрополе — молодой район. Поэтому нам было важно не просто благоустроить территорию, а обозначить отправную точку, от которой будет потом отталкиваться развитие всего района, а может быть, и города.

Мы понимали, что на бульваре нужно создать общественное пространство, рассчитанное на людей всех возрастов, и решили не выделять зон, условно, для взрослых и для детей. Зоны свободно перетекают одна в другую. Соответственно, не возникает никаких препятствий при переходе.

При этом появилась общая территория для игр. Там каждый может играть в свою игру, оставаясь в едином пространстве. А поскольку территория вокруг стимулирует к творческому поиску и испытанию себя, это положительно влияет на детей и подростков. Приходя в наш парк, они становятся более свободными, открытыми к миру и заряженными на созидание. 

Алексей Хриченков, руководитель подразделения развития продукта и технологий проектирования девелоперской компании «Брусника».

Школа № 220, Новосибирск.

— Школа в «Евробереге» — знаковый для «Брусники» и Новосибирска социальный объект. При разработке проекта было решено отказаться от привычных для советского градостроения Н- или П-образного планов школьного здания. Мы предложили для него компактную форму с минимальной площадью внешних фасадов и необычно устроенной планировкой без деления на тематические классы и четкого распределения пространств.

В основу проекта легла идея создания школы, легко приспосабливающейся к изменениям. И к тем, что происходят в течение дня, и к тем, что могут произойдут в горизонте десяти лет и более. Речь именно про трансформируемость пространств и отсутствие твердых решений, которые обычно применяются в типовых школах.

Общественный атриум, кросс-функциональные классы, разнообразные кластеры — мы использовали все, что обеспечивает гибкую организацию образовательного процесса по разным методикам и под разные задачи. 

Идеи, заложенные в проекте, мы транслируем в любом продукте «Брусники», неважно, что это — школа, общественное пространство или жилье. Наш продукт всегда отвечает принципам разнообразия, смешения функций, адаптивности к изменениям, универсальности и эффективности. Именно такой подход позволяет каждому объекту претендовать на уникальность.

Гульнара Сафарова, руководитель UNK landscape.

Концепция благоустройства дворовой территории ЖК на Малой Почтовой улице для ГК «Гранель», Москва.

— Основные направления деятельности UNK landscape — территориальное стратегирование, благоустройство и дизайн городской среды. Команда на рынке всего полтора года, поэтому в портфолио нет завершенных реализованных объектов, но уже в следующем году сразу несколько концепций благоустройства будут претворены в жизнь.

Как работает наша команда, можно увидеть на примере разработки концепции благоустройства жилого комплекса для ГК «Гранель» в Басманном районе Москвы. Наш метод — сочетание анализа участка и его окружения с обращением к истории. Это позволяет лучше «заземлить» проектные решения.

Басманный — один из старейших районов Москвы, он известен с четырнадцатого века. Район весьма неоднороден по своей архитектуре. Здесь встречаются купеческие особняки, промышленная архитектура, здания в стиле конструктивизма и наследие советского времени.

Мы выявили характерные архетипы городской среды района. С их учетом был разработан так называемый «конструктор двора» для ЖК. Это серия уникальных элементов уличной мебели, малых архитектурных форм, арт-объектов, ограждений и навесов. В то же время в благоустройстве использованы характерные для района материалы, паттерны, цветовая палитра. Все это позволяет избежать эффекта телепортации при переходе с улицы в двор новостройки, а также связывает прошлое района с его настоящим.

В центре событийной площади — аркада с качелями для взрослых. В детской зоне мы предложили игровой комплекс в виде башни: это отсылка к индустриальному прошлому Басманного, к фабричным трубам. В одном из вариантов спортивной зоны площадка для игры с мячом огорожена забором в конструктивистском стиле.

Вообще, надо сказать, что подходы к проектированию дворовых пространств заметно изменились после пандемии. Удаленная работа и учеба сделали основными пользователями дворовых пространств молодых людей, тогда как раньше главной аудиторией были мамы с детьми и люди старшего возраста. В результате сегодня важным условием функционального наполнения двора является создание зоны для работы, уличного коворкинга — с зарядными станциями, навесом для защиты от ветра, осадков и прямых солнечных лучей, эргономичной уличной мебелью и продуманным освещением в вечернее время.

Всеволод Окин, генеральный директор, управляющий партнер и сооснователь агентства пространственных изменений horovod.space.

Общественно-культурный центр, Петропавловск-Камчатский.

— В этом проекте функциональное устройство здания и его облик решают очень важную задачу — пробудить общественную и культурную жизнь города. Предпроектные исследования показали, что горожанам не хватает общественных пространств — скверов, променадов и других «третьих мест» для культурного досуга, встреч с друзьями и близкими. Особенно остро это чувствуют подростки, студенты, молодые родители.

Центр предлагает множество пространств для самореализации и творческих экспериментов молодежи: лекторий, малые залы для занятий, переговорные для компаний, большой зал, например для гастрольных выступлений крупных артистов. Для перезапуска активности местных сообществ в центре появится городская гостиная — амфитеатр для презентации идей и диалога всех вовлеченных в городскую жизнь. Здесь же расположится атриум с гибкими рабочими местами. 

Экспозиционная составляющая центра — современный и востребованный туристический мультимедийный продукт, который приглашает и направляет туристов в их путешествие по Камчатке. Те, кто уже совершил такое путешествие, смогут поделиться в центре своим опытом и вдохновить новых гостей на изучение края. 

Целостности этому продукту добавляют популярные у местных и туристов коммерческие функции: кафе, ресторан с видом на Авачинский залив, магазин книг и продукции местных креативных индустрий.

Вячеслав Кочнов, главный архитектор ГК «Спектрум».

Аэропорт города Геленджик.

— На начальном этапе проектирования нового пассажирского терминала было рассмотрено несколько достойных концепций от именитых архитектурных бюро России, Великобритании, Нидерландов и Италии. Выбор заказчика остановился на архитектурной концепции прославленного бюро Fuksas из Италии. В основу концепции автором был заложен образ парящей птицы. Проектная команда группы компаний «Спектрум» сделала все возможное и невозможное, чтобы реализовать идею архитектора в первозданном виде. Судя по количеству побед в различных конкурсах, нам это удалось на все сто процентов.

В процессе работы над проектом мы старались органично вписать здание в существующую окружающую среду, создав новые точки притяжения для туристов. Например, на территории аэропорта разместился ландшафтный парк с комфортным зонированием. В озеленении использовано более шести тысяч растений и кустарников, включая эндемики Краснодарского края и Крыма. Предусмотрено устройство велодорожек, а также парковок для велосипедов и самокатов. Сложная геометрия покрытия реализована с помощью пространственной структуры, состоящей из более чем 2500 уникальных стальных сфер и почти 12 тысяч стержневых элементов. Для поддержания эффекта парящей птицы покрытие кровли опирается всего на девять внутренних и четыре внешних сталебетонных колонны, без устройства ядер жесткости. Несмотря на это решение, здание не потеряло в устойчивости от землетрясений. Для снижения сейсмической нагрузки применено решение с устройством сейсмоопор.

В решениях фасада применены шарнирные опорные узлы. Это эффективно распределяет нагрузку и при необходимости обеспечивает независимое перемещение конструкций под воздействием сейсмической активности и ветрового давления.

В проекте использовано уникальное архитектурное освещение. Помимо обычных декоративных применены светодиодные RGB-светильники. Благодаря автоматическому управлению с их помощью можно создавать различные эффекты — например, проплывающих над терминалом облаков, которые посетители видят как бы сквозь прозрачную кровлю.

Георгий Снежкин, сооснователь и партнер АБ «Хвоя».

Севкабель порт.

— Севкабель Порт не новый, но продолжающийся и очень показательный для нас проект. Мы делали его вместе с нашим другом и партнером Алексеем Онацко, который также представлял интересы заказчика. Работа была совершенно не похожа на стандартный проект. Скорее это был фестиваль авторского надзора длиной пять лет и попытка обуздать строительную стихию, несовершенную и беспощадную. 

Практически все, что мы сделали для «Севкабеля», носит временный характер. Многие вещи переделывались по несколько раз, отдельные из них — каждый сезон. Некоторые решения так до сих пор и не реализованы и, кажется, уже не будут осуществлены никогда. Некоторые элементы реализации повергают нас в смятение.

Однако за всеми частностями мы с самого начала проектирования видели главную цель проекта — создать место, где город встречается с морем, а гости чувствуют себя как дома. Возможно, не как в гостиной, но как в своем дворе. Так что это не порт, а «Севкабель Двор», если можно так выразиться. И архитектура здесь не главное.

Главное — двор и праздник, который всегда с тобой.

При этом мы никогда не ставили себе задачи сделать что-то специально для молодых людей. Нам кажется, что города должны быть красивыми, удобными и дружелюбными для всех. Лучшие проекты одинаково удачно подходят для молодых и старых, мужчин и женщин, семейных и одиноких. Мы не знаем людей, равнодушных к морю или кого-нибудь, кому не нравилось бы дерево. Смотреть на закат любят все.