Самарская область является инициатором создания в Приволжском федеральном округе научно-образовательного центра (НОЦ) мирового уровня «Инженерия будущего», объединяющего усилия научных учреждений и промышленных компаний по созданию передовых продуктов и технологий, который уже третий год входит в группу лидеров по ежегодным оценкам результатов деятельности Советом НОЦ мирового уровня. В состав соинициаторов НОЦ мирового уровня «Инженерия будущего» входят Пензенская, Тамбовская и Ульяновская области, а также Республика Мордовия и Чувашская Республика. Организацией этого процесса занимается управляющая компания НОЦ — АНО «Институт регионального развития». «Эксперт» обсудил деятельность научно-образовательного центра с генеральным директором Института регионального развития, советником губернатора Самарской области Ольгой Михеевой.
— Как строится работа внутри НОЦ между управляющей компанией, научными организациями и промышленными предприятиями? Какова роль управляющей компании?
— Управляющая компания обеспечивает функцию коммуникатора: сводит участников научно-технологического процесса в единое информационное поле, создает и постоянно поддерживает условия для того, чтобы участники общались на одном языке, чтобы научные проекты становились промышленными продуктами.
Управляющая компания отвечает за связанность работы вузов, научных институтов, промышленных предприятий сразу шести регионов. Мы строим взаимодействие с министерствами промышленности, инноваций и науки регионов — соинициаторов образования НОЦ.
— Как и кто определяет, что именно — какие технологии или продукты — необходимо разработать? Что становится определяющим при принятии решения о начале конкретной работы?
— Технологии, продукты, создаваемые в научно-образовательном центре, формируются исходя из запросов индустриальных партнеров. Именно они, как участники крупных рынков, обеспечивают стратегический маркетинг. Понимая, какие продукты будут востребованы, какие технологические цепочки нужно заменять или создавать, они ставят задачу нашим ученым, а ученые уже в рамках комитетов начинают предлагать готовые технологические решения.
Нужно понимать, что сама жизнь диктует всем нам первоочередные задачи. Мы внимательно следим за мировыми трендами и стараемся работать на опережение. В современных условиях, когда наша страна испытывает постоянное давление извне, нам необходимо кратно увеличить усилия по формированию технологического суверенитета.
Для организации синергетической деятельности ведущих ученых, вузов — участников НОЦ и индустриальных партнеров мы объединили их в технологические комитеты «Инженерии будущего» по различным направлениям. Кстати, в целях равноправного участия регионов в НОЦ в 2022 году мы приняли решение закрепить комитеты по регионам исходя из лучших практик и их компетенций, что должно, во-первых, повысить ответственность за результаты деятельности НОЦ, а во-вторых, активнее задействовать местные институты развития. Например, комитеты по двигателестроению, аэрокосмосу транспортным системам и альтернативной энергетике размещены в Самаре, а «Медицинские технологии» теперь базируется в Пензе, и совместно с Самарской областью развивает лидерские инженерные проекты. комитет «Умное агро» — в Республике Мордовия, «Искусственный интеллект» — в Ульяновской области. Формирование и закрепление комитетов продолжается и по сей день, ведь НОЦ — это живой организм, активная мобильная экосистема — например, в Республике Мордовия теперь будут развивать совместно с Самарской областью фотонику и микроэлектронику
Комитеты формируют портфель технологических проектов, в которых они ставят цели, применяют механизмы решения задач для получения продукта, определяют, из каких источников будут финансироваться эти научно-исследовательские и конструкторские разработки. Все эти проекты фиксируются в программе деятельности и утверждаются наблюдательным советом, куда входят представители, как промышленных партнеров, так и академического сообщества. Программа деятельности является основой для построения плана разработок в период реализации проекта.
— Как и кем финансируется разработка новых технологий или продуктов? Насколько велика доля бюджетных средств? Какие меры поддержки новых разработок ученых использует управляющая компания НОЦ?
— Технологические проекты финансируются из различных источников, основная функция комитетов — это как раз концентрация ресурсов из различных государственных программ, программ инновационного развития коммерческих организаций. И конечно же, программ самих университетов. В этом отношении комитеты могут агрегировать ресурсы таких федеральных проектов, как «Приоритет 2030», «Передовые инженерные школы», молодежные лаборатории, инвестиционных фондов — РНФ, РФРИТ, РФПИ — и ряда других программ. То есть получается, что комитеты являются эдаким средоточием возможностей, которые открываются для технологических проектов.
В результате привлечение внебюджетных средств в 2022 году составило около 60 процентов от всего объема финансирования.
Для старта разработки проектов и создания условий для повышения уровня технологической готовности продуктов научно-образовательный центр создал инструмент — инновационный сертификат на один миллион рублей. Управляющая компания сформировала экспертную группу, которая анализирует заявки, поступающие от индустриальных партнеров, и, что важно, совместно с университетами финансирует эти разработки. Эти средства позволяют проекту сделать первые шаги, выйти на технологический уровень, на котором предприятие готово принять в разработку технологических решений, которые создала наука.
Есть что предложить
— Широкомасштабное введение санкций против России актуализировало необходимость импортозамещения. В этом смысле деятельность НОЦ мирового уровня «Инженерия будущего», как представляется, чрезвычайно важна. Какие приоритетные проекты в этой части реализуются НОЦ?
— Здесь важно сказать, что импортозамещением так или иначе занимались все время. Просто заказа на такую деятельность было мало, ведь можно было купить на глобальном рынке готовый продукт, технологию. В чем же основная функция НОЦ? В том, что теперь работа ведется системно, с анализом освобождающихся ниш на российском рынке и заказов промышленности. И каждый университет, который работает с предприятием, решает, как правило, одну часть задачи. Один университет закрыть весь перечень задач не может, поэтому приходится привлекать иных контрагентов и соисполнителей. Здесь как раз возможности НОЦ как площадки кооперации и сотрудничества позволяют обеспечить взаимодействие между проектами, между университетами, концентрировать ресурсы и выдавать новые продукты.
До последних событий было проще приобрести у иностранного партнера уже готовый продукт с запуском его в эксплуатацию и дальнейшим сопровождением. Сейчас нам нужно самим создавать не только продукт, но и различные элементы системы управления, вплоть до инструкций по эксплуатации, сервисных карт для обслуживающего персонала, который будет с этим работать, поэтому задача очень широкая. Сейчас уже есть ряд решений, которые заменяют импортные технологии. В частности, Самарский политех вместе с заводом «Авиаагрегат» создал технологическую цепочку, которая позволяет создать импортозамещенный продукт на собственной технологической базе.
Научно-технологический потенциал региона с каждым днем получает все больше возможностей для реализации. Неоценимая роль в его раскрытии принадлежит губернатору Самарской области Дмитрию Игоревичу Азарову, который является председателем наблюдательного совета НОЦ мирового уровня «Инженерия будущего». Он руководит важнейшими процессами в научной деятельности своей малой родины — это осуществление импортозамещения и импортоопережения, популяризация науки и изобретательства среди школьников, студентов, сотрудничество с ведущими технологическими компаниями страны и создание перспективных проектов, способствующие развитию области.
— Сейчас активно формируются новые экономические связи. Что сегодня могут предложить зарубежным партнерам из числа дружественных стран предприятия, входящие в НОЦ? Какие есть перспективные проекты в этой части? Есть ли уже заключенные контракты или соглашения о намерениях?
— Одна из целей НОЦ, поставленная правительством Российской Федерации, — изменение структуры экономики регионов. В том числе изменение структуры экспорта, чтобы выход на другие рынки был успешным. Конечно, необходимо, чтобы другие страны на этих рынках выступали в качестве заказчиков. Здесь важно отметить, что ведется большая работа с нашими партнерами из Республики Беларусь, где мы выступаем совместными разработчиками по ряду проектов и создаем российско-белорусский центр технологий. Это не только позволит обеспечивать трансфер технологий между нашими государствами и регионами, но и создаст трамплин для взаимосвязанных и взаимовыгодных контрактов на других рынках.
Безусловно, нам есть что предложить зарубежным партнерам. В июне мы провели крупный международный форум в Минске «Россия — Беларусь. Образование. Наука. Трансфер технологий». В ходе форума ректор Самарского государственного университета путей сообщения Максим Алексеевич Гаранин и ректор Белорусского государственного университета транспорта Юрий Иванович Кулаженко подписали соглашение о сотрудничестве. Во время конференции мы детально проговорили все формы работы по каждому направлению: по стажировкам, программам ДПО, магистратуре. Наиболее перспективные проекты — это беспилотники, космические аппараты, новые материалы и методы обработки.
— Какие проекты в сфере науки и образования реализуются в рамках международной кооперации?
— Конечно, до изменения геополитической ситуации связи с другими государствами были более обширными, но наука не имеет границ, и сейчас эти связи восстанавливаются, а коллеги приезжают к нам в гости. Здесь работа ведется в первую очередь самими университетами. Они имеют возможность создавать новые лаборатории, научные школы. Конечно же, важна роль молодежных лабораторий. Это проект, который был реализован по инициативе и серьезной поддержке министра науки и высшего образования Российской Федерации Валерия Николаевича Фалькова.
Примером научного проекта в рамках международной кооперации являются сетевые программы магистратуры. С 2021 года проект разрабатывается и реализуется в сетевой форме вузами — участниками «Инженерии будущего» с привлечением государственных корпораций, центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси, научно-технологического университета «Сириус», центра стратегических разработок «Северо-Запад». Программы мультимагистратур ориентированы на опережающее непрерывное развитие профессиональных компетенций с учетом фронтирных технологических задач индустриальных партнеров НОЦ.
В июне мы провели первую международную конференцию по развитию частной космонавтики в России совместно с МГУ имени Ломоносова — факультетом космических исследований, а также НТИ «Аэронет». Самара объединила представителей госкорпорации «Роскосмос», коммерческие компании, работающие в сфере высоких космических технологий России, Беларуси, Бангладеш, Зимбабве и Казахстана. Сформированы и в ближайшее время будут переданы в правительство РФ и в «Роскосмос» предложения для дорожной карты по развитию рынка частной космонавтики.
Подписано соглашение о создании консорциума «Центр поддержки развития частной космонавтики» для совместной работы предприятия и организации, которые объединяют свои усилия для содействия коммерческой реализации проектов малых инновационных компаний в сфере разработки аэрокосмических систем и сопряженных технологий, развития деятельности по созданию техники в сегменте частной космонавтики, авиационных и беспилотных летательных аппаратов.
Кроме того, у нас хорошие перспективы сотрудничества с Узбекистаном: делегация из этой страны приезжала в Самарскую область, и сегодня мы активно изучаем взаимные возможности и интересы для организации конкретного взаимодействия вузов и предприятий двух стран. Я также знаю, что наши ученые в вузах точечно продолжают сотрудничество с коллегами из Аргентины, Мексики, Индии, Египта и ряда других стран. Несмотря на всю сложность сегодняшней ситуации, в мире ценят сотрудничество с нашими учеными, уважают наши научные школы и достижения.
— Учитывая ситуацию в мире, можно ли говорить, что «зеленая» повестка столь же актуальна, как и год-два назад? Какие проекты в рамках «зеленой» повестки, реализуемые НОЦ, вы могли бы выделить?
— Задача декарбонизации экономики, конечно, несколько отошла на второй план. Но она не снята на международном уровне. С 2024 года будут вводиться трансграничные карбоновые налоги, что изменит и экономику, и технологические процессы: нужно внедрять различные решения, которые будут минимизировать выбросы углекислого газа в атмосферу. И здесь у нас есть интересные разработки, которые реализуются нашими университетами и технологическими партнерами, в частности создание систем дистанционного экологического мониторинга. Это и спутниковые системы, и, конечно же, системы беспилотных летательных аппаратов. А наши ученые из Самарского университета разработали сверхлегкие миниатюрные датчики, которые позволяют анализировать состав воздуха не как это делалось раньше — в лаборатории, а в полевых условиях, непосредственно на борту беспилотного летательного аппарата, информация с которого поступает на ноутбук оператора в течение десяти минут.
Ученые и инженеры также создают полигоны, на которых отрабатываются методики ресурсосберегающего, регенеративного, или, по-другому, карбонового земледелия. Проект позволит сократить выбросы углерода в атмосферу.
— Существует распространенная точка зрения, что Китай во многом сумел развить свою промышленность за счет обратного инжиниринга, когда продукт, произведенный на Западе, разбирался, изучались материалы, технологии, примененные при его создании, и затем он, по сути, копировался. Насколько актуален для нас сегодня такой инструмент?
— Учитывать опыт любых стран необходимо. Направление реверс инжиниринга в любом случае приходится применять, наши инжиниринговые центры над этим работают. Но это направление, как правило, догоняющее, и оно не ведет к качественному росту. Здесь важно понимать, что если мы говорим о конечном продукте, то именно он задает параметры для технологических и производственных цепочек. Иногда нужно заниматься не столько реинжинирингом, сколько реизобретением определенных направлений, переформированием технологических ниш, заменой имеющихся технологических решений более качественными. И здесь нам нужно как раз найти тот поток возможных приложений от наших ученых, разработчиков, которые могут такие реизобретения осуществлять.
— Насколько актуален для нас переток технологий из дружественных стран? Ведется ли такая работа, проводится ли анализ имеющихся у наших партнеров технологий и варианты их получения?
— Взаимодействие с Республикой Беларусь будет, несомненно, полезным, поскольку они уже накопили определенный потенциал в популярных сейчас отраслях благодаря меньшим размерам предприятий и более гибким подходам к внедрению разработок НИИ в производство, а также ориентированности науки на прикладной характер разработок. Пример — уже действующие массовые производства БПЛА, программное обеспечение для него, оборудование. Мы также видим перспективу в развитии центров компетенций в различных отраслях, от машиностроения до аграрно-пищевой промышленности. Уже сейчас ведется взаимодействие с российскими предприятиями по реинжинирингу оборудования (КамАЗ), настройке техпроцессов. А Национальная академия наук Беларуси, в свою очередь, из-за недостаточной глубины рынка в самой Беларуси предлагает внедрять технологии на территории РФ, например строительство предприятий по глубокой переработке литиевых элементов питания по новейшей технологии.
— В НОЦ входят научные учреждения, расположенные вне субъектов федерации, объединенных в рамках центра. Как строится работа с ними, по каким направлениям она идет? Почему именно эти учреждения вошли в НОЦ?
— Работа с другими регионами, которые не входят в состав НОЦ, ведется с двух позиций. Первая — это поиск компетенций в соседних регионах: в частности, мы сейчас работаем с вузами Саратовской и Астраханской областей, а также выходим на другие регионы. В их числе Удмуртия, где расположен большой кластер производства беспилотных систем на базе концерна «Калашников». Кроме того, НОЦ мирового уровня «Инженерия будущего» работает с университетами Москвы и Санкт-Петербурга, которые являются флагманами не только российской, но и мировой науки. В частности, ведется активное взаимодействие с МГУ в направлении развития частной космонавтики, а также квантовых коммуникаций, со «Станкином» — по технологиям производств. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого осуществляет цифровизацию производственных процессов на территории России, соответственно, они являются лидерами в направлении техноброкерства. Мы также работаем с Санкт-Петербургским государственным морским университетом, с которым Самарский университет открывает Центр лазерных и аддитивных технологий.
С прицелом на будущее
— Какой эффект для экономики регионов, объединенных в НОЦ, уже дала его деятельность? В чем она выражается и как оценивается? Какие цели поставлены на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу?
— Эффект для экономики регионов выражается в показателях их социально-экономического развития. Самарская область здесь, конечно, один из лидеров. Мы вместе с другими регионами стараемся выровнять социально-экономическую обстановку в наших регионах. За это отвечает Совет глав регионов. Ключевой показатель — увеличение количества высокотехнологичных рабочих мест, изменение структуры экспорта в сторону высокотехнологичной продукции, изменение научно технологического ландшафта, чтобы университеты и предприятия работали в общей технологической парадигме.
Важнейшая цель — снижение оттока молодых научных кадров, которые должны все-таки суметь реализовать себя здесь.
— На перспективу, для поддержания высокого технологического уровня не обойтись без квалифицированных кадров, в том числе инженерных. Какие образовательные проекты реализует НОЦ?
— Передовые тематики образовательных программ, сформированные под запрос индустрии, позволили привлечь к обучению сотрудников предприятий ведущих корпораций и средних технологических компаний. При этом каждая из образовательных программ была совместно разработана и реализована вузами — участниками «Инженерии будущего» из всех регионов — соинициаторов НОЦ.
Что касается реализованных образовательных проектов, то все они направлены на удовлетворение запроса предприятий по подготовке и переподготовке специалистов в областях, соответствующих технологическим проектам НОЦ.
Отдельный повод для гордости — проект «Молодежный НОЦ». Его автором является наш губернатор. Он понимает, что работа с детьми именно в рамках «Инженерии будущего» формирует правильный вектор развития, ориентацию на возможности и ресурсы своего региона. В Самаре и Самарской области за последние годы состоялось множество ярких мероприятий, позволивших гражданам, в первую очередь молодежи, проявить свои таланты благодаря способности Дмитрия Игоревича Азарова генерировать новые идеи.
Глава региона поручил подойти со всей ответственностью к воспитанию смены, которая станет опорой науке в будущем, и готовить ее, прививать интерес к науке и технологиям, к труду ученых и инженеров со школьной скамьи.
Ключевым проектом Молодежного НОЦ стал «Марафон науки», в рамках которого прошли квизы, станционные игры, проектные сессии, научные лектории, мастер-классы и другие мероприятия, способствующие популяризации науки и привлечению молодежи к научной деятельности. Важно, что к марафону подключается молодежь во всех регионах НОЦ, дети посещают наши вузы, знакомятся с ними и, возможно, в дальнейшем приедут к нам учиться и заниматься научной деятельностью.