Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области не так давно представил проект прогноза социально-экономического развития региона на 2024‒2026 годы. Прогноз по традиции представлен в двух сценариях — базовом и консервативном — и учитывает влияние экономической ситуации как в России, так и в мире в целом. Согласно прогнозу, средний ежегодный прирост промышленного производства в 2024‒2026 годах ожидается на уровне до 1,5% (по консервативному варианту) и до 2,4% (по базовому), объема работ по виду деятельности «строительство» — от 1,7 до 2,4%, оборота розничной торговли — от 2,3 до 3,7% соответственно. По текущей оценке, объем валового регионального продукта Ленинградской области за 2022 год составит 1,6 трлн рублей, за 2023-й ― 1,7 трлн рублей, или 101% к 2022 году.
Важным фактором формирования роста ВРП в 2024‒2026 годах станет реализация крупных инвестиционных проектов, и, как следствие, рост объема инвестиционных вложений. Кроме того, как уточняется в документе, результаты первого полугодия 2023 года демонстрируют, что драйвером экономического роста может быть внутренний спрос, в том числе в условиях реализации программ импортозамещения и наращивания производства отечественных товаров и услуг. И в этом случае важна консолидированная работа всей команды 47-го региона — «Команды 47», которая объединяет представителей не только исполнительных органов власти, но и бизнес-сообщества Ленинградской области.
Уверенно растем
По итогам первого полугодия 2023 года экономика Ленобласти показала положительную динамику: индекс промышленного производства составил 104,6% (в целом по России — 102,6%). Возросли в 1,7 раза объемы выпуска транспортных средств, включая вагоностроение и судостроение. Производство химической продукции выросло в полтора раза, изделий из металла — на 48%, бумаги и бумажных изделий — на 26%. «Экономика Ленинградской области разнообразна, у нас нет ставки на какую-то одну отрасль. Это позволяет нам даже в непростых условиях уверенно расти», — заявил губернатор Ленобласти Александр Дрозденко. При этом, по его словам, «по-прежнему вызывает беспокойство производство автокомпонентов, здесь необходимо предпринимать усилия по поиску новых партнеров — производителей автомобилей, чтобы “трудоустроить” это направление и обеспечить заказами наши предприятия».
Строительный комплекс Ленинградской области тоже демонстрирует устойчивую динамику. Несмотря на небольшое снижение, на 0,6%, введено 2 млн 115 тыс. кв. м жилья, несколько детских садов, театр, два физкультурно-оздоровительных комплекса. «Благодаря стратегии развития строительной отрасли, разработанной по поручению президента нашей страны, и мерам поддержки Минстроя России Ленинградская область поддерживает набранные темпы строительства. Статистика за первое полугодие показывает, что мы идем вровень с прошлогодними показателями. Традиционно лидируют Всеволожский, Ломоносовский и Гатчинский районы. Здесь построено около полутора миллионов квадратных метров из всего введенного жилья», — уточняет заместитель председателя правительства Ленобласти по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Евгений Барановский.
Президент НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Александр Ходачек обращает особое внимание на рост грузооборота между ленинградскими портами Усть-Луга, Высоцк, Приморск и портами Калининградской области — в Калининграде и Балтийске. Это позволило нивелировать прежнее падение перевозок по железной дороге, сегодня на линии доставки основных грузов, остро необходимых для нашего эксклава, работает несколько десятков судов. А ведь помимо собственно роста грузооборота это и сохранение рабочих мест, и выстраивание новых схем логистики, и строительство терминалов. Поэтому здесь режим вводимых ограничений поспособствовал скорейшему вводу в строй железнодорожных паромов, судов-контейнеровозов и сухогрузов. Это, естественно, сказалось на темпах развития судостроительной отрасли в Ленобласти. На всех верфях активно строятся суда, в общем ряду выделяются Выборгский судостроительный завод и Кингисеппский машиностроительный завод, которые и до всех последних событий были одними из лидеров отрасли.
Говоря о структуре экономики Ленобласти, нельзя не упомянуть и агропромышленный комплекс: в связи с отменой поставок из-за границы целого ряда продуктов были опасения, что мы не обеспечим продовольственную безопасность и лишимся ряда товаров народного потребления. «Но потенциал, которым обладает АПК Ленобласти, очень высок, причем подчеркну: это не только производство, но и агропромышленная наука, то, что связано с передовыми технологиями землепользования, с улучшением поголовья элитного крупного рогатого скота, развитием свиноводства и птицеводства», — говорит Александр Ходачек. По сути, по многим продуктам АПК региона вышел на докризисные объемы производства и полностью обеспечивает потребности как Ленобласти, так и Петербурга.
Это очень важный момент: были кризисные периоды, когда много продовольствия завозилось из других регионов и из-за рубежа. Но санкции позволили, с одной стороны, снизить конкуренцию со стороны иностранных поставщиков, а с другой — заняться проектами развития крупных агрохолдингов Ленинградской области, поддержать фермерские хозяйства, активно развивать систему садоводства и огородничества. При этом объем продукции сельского хозяйства увеличился на 2,1%. Поголовье овец увеличилось на 5,5%, свиней — на 2,2%. Производство молока увеличилось на 6,7%, средний надой на одну корову — на 6,3% (4986 кг). Это один из самых высоких показателей среди субъектов РФ. Область также сохраняет лидирующие позиции в РФ по птицеводству.
Максимально поддерживать и помогать
Но при всей диверсифицированности экономики, позволяющей региону-47 демонстрировать хорошие показатели производства, не секрет, что один из основных драйверов успеха — успешное сотрудничество между властью и бизнесом. Система взаимодействия между бизнесом Ленобласти и органами государственной власти работает эффективно благодаря нескольким направлениям, подтверждает генеральный директор регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Ленинградской области» Александр Габитов и определяет основные из них. Первое — это каналы коммуникаций. Со своими проблемами и бизнесы, и инвесторы могут прийти в разные комитеты, которые курируют экономику. Особенно это было показательно во время пандемии ковида, когда был организован чат, в котором постоянно находились представители исполнительных органов власти области и оперативно решали все проблемы предприятий. В течение суток региональное правительство анализировало возможности остановки или приостановки деятельности компаний с оказанием им той или иной субсидиарной поддержки и давало свои взвешенные предложения, стремясь при этом сохранить рабочие места. Именно это направление определило дальнейшее развитие.
Налаживание коммуникаций способствовало и развитию отношений между властью и бизнесом. «Хочу отметить, что районы очень активно включаются в инвестиционный процесс. В каждом районе существует фонд поддержки бизнеса, и этот фонд может выдавать те или иные субсидии, деньги на лизинговое развитие, устанавливать пониженную процентную ставку, что сейчас крайне важно. Эта работа достаточно активно ведется. Более полутора миллиардов рублей выдается только как мера поддержки для развития на территории региона. Конечно, это масштаб, несопоставимый с экономикой Петербурга, например, но это достаточно большие средства для Ленобласти, чтобы региональный бизнес мог развиваться», — рассказывает Александр Габитов.
«Наша задача — максимально поддерживать и помогать предприятиям, которые работают в регионе, ― вне зависимости от состава акционеров. Для этого создана комплексная мера поддержки, которая направлена на снижение административных барьеров: “Зеленый коридор для инвестора”. Предприятия должны работать, производить продукцию, зарабатывать и платить налоги — вот основной посыл бизнесу», — сказал Александр Дрозденко, выступая на встрече, организованной Бельгийско-люксембургской торговой палатой. В настоящее время порядка 400 предприятий, работавших и продолжающих работать на территории Ленобласти, — это компании с участием иностранного капитала. В основном это крупные предприятия, на каждом из которых трудится от 350 человек. И большинство компаний сохранили профиль деятельности, персонал и продолжают работу в новых условиях.
Агентство экономического развития Ленинградской области (АЭРЛО) — «единое окно» администрации региона по сопровождению инвестиционных проектов. «Мы видим, что санкционное давление, изменения логистических потоков не повлияли на желание бизнеса инвестировать в Ленинградскую область. Продолжается реализация начатых ранее проектов, приходят новые. Более того, мы видим всплеск интереса к региону. На сопровождение агентства приходят компании, которые планируют проекты в разных отраслях промышленности, а также в туризме», — поясняет директор АЭРЛО Анастасия Михальченко. Всего на сопровождении агентства в настоящий момент находится 177 проектов с объемом инвестиций более 6 трлн рублей.
Итоговая сумма инвестиционных соглашений Ленинградской области, привлеченных на Петербургском международном экономическом форуме в этом году, составила 892,7 млрд рублей. Бизнес отмечает, что в связи с уходом с российского рынка ряда крупных иностранных игроков освободились ниши, в которых сложно было конкурировать. И конечно, компании стремятся занять их, развивают свои проекты. Три ключевые отрасли, в которых сегодня реализуются новые проекты в Ленобласти, — это нефтегазохимическая, пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка.
По зеленому коридору
Система поддержки «Зеленый коридор для инвестора», которая объединила органы исполнительной власти, инфраструктуру поддержки, ресурсоснабжающие организации, администрации муниципальных районов повышает эффективность межведомственного взаимодействия при работе с инвесторами и сокращает сроки реализации инвестпроектов. Цель проекта — внедрение единых прозрачных правил взаимодействия с бизнесом при реализации инвестпроектов и ускорение их запуска.
Систему начали внедрять в 2022 году, и уже можно выделить ряд важных результатов. Так, заработало единое цифровое окно на инвестпортале lenoblinvest.ru — уникальный личный кабинет инвестора, где можно отслеживать статус сопровождения. Срок ответов региональной и муниципальной власти, ресурсоснабжающих организаций, Роскадастра сократился с 30 до 5 дней. «В личном кабинете — “едином цифровом окне” — инвестор может получить укрупненный “алгоритм действий инвестора” (дорожную карту) по реализации проекта. Благодаря личному кабинету весь процесс сопровождения прозрачен, видны статусы обращений, все открыто для контроля руководством», — рассказывает Анастасия Михальченко.
В 2023 году продолжается работа по настройке личного кабинета инвестора на инвестиционном портале — в нем появятся новые удобные функции. В 2022 году было задействовано восемь пилотных районов, которые вошли в систему на первом этапе: Всеволожский, Выборгский, Волховский, Тосненский, Кировский, Кингисеппский, Ломоносовский, Гатчинский. Это районы с высокой инвестиционной активностью, где реализуется большое количество проектов и интерес инвесторов к ним традиционно высок.
До конца года в систему, которая показала свою эффективность, войдут и оставшиеся десять районов: Бокситогорский, Волосовский, Киришский, Лодейнопольский, Лужский, Подпорожский, Приозерский, Сланцевский, Тихвинский, Сосновоборский ГО. Команда АЭРЛО часто проводит презентацию системы и результатов ее внедрения. Специалисты агентств развития действительно часто отмечают удобство цифрового сопровождения инвестиционных проектов. Поэтому в рамках третьей очереди готовится коробочное решение для возможности использования в других регионах.
Уникальной практикой Анастасия Михальченко называет взаимодействие в рамках системы с ресурсоснабжающими организациями (РСО). Кроме того, необходимость включения муниципалитетов в региональный инвестиционный стандарт только сейчас начали обсуждать на федеральном уровне. В Ленинградской области эта работа уже вышла на финальную стадию — неслучайно практика «Зеленого коридора» признана на федеральном уровне одной из лучших в России по работе с инвесторами.
На сегодняшний день все ресурсоснабжающие организации зарегистрированы в личном кабинете инвестора и при необходимости подключаются к взаимодействию с инвестором в рабочем порядке. Этого удалось добиться благодаря заключению соглашений об информационном обмене с РСО. Основной эффект включения РСО в систему — возможность отправки прямого запроса о наличии технической возможности подключения в конкретном месте без правоустанавливающих документов, схемы расположения объектов капитального строительства.
«Система “Зеленый коридор” для инвестора» значительно улучшила взаимодействие с органами местного самоуправления. Они видят в ее внедрении много плюсов и отмечают прозрачность инвестиционной активности компаний в регионе. Районы могут оперативнее подключаться к процессу решения проблем инвестора на начальном этапе, так как сразу видят информацию о них в системе», — констатирует Анастасия Михальченко.
Нужна структурная трансформация
«Конечно, бизнес-сообщество Ленинградской области сталкивается с проблемами. Есть разнообразные ситуации, которые нужно разрешать в ручном режиме, во взаимоотношениях и с муниципальными органами власти по запуску тех или иных строительных процедур, и с контролирующими органами, как федеральными, так и региональными. Приходится решать вопросы с государственными областными органами, но в целом обстановка положительная, рост есть, и бизнес в регионе работает и развивается», — говорит Александр Габитов. По мнению Александра Ходачека, позитивный настрой и успешное развитие Ленобласти, которую часто ставят в пример другим регионам, связан прежде всего с преемственностью власти. «Губернатор области Александр Дрозденко работает уже не первый срок, у него устоявшаяся команда. И важно, что “Команда 47” предпринимает реальные усилия по улучшению качества жизни жителей области. Ежегодное празднование годовщины основания Ленобласти в разных муниципальных образованиях говорит о том, что пристальное внимание уделяется всем территориям, а не только тем, кто находится в так называемой тридцатикилометровой зоне от Петербурга», — говорит Александр Ходачек.
Если вспомнить, какими еще лет пятнадцать-двадцать назад были Подпорожский, Лодейнопольский, Тихвинский, Сланцевский районы, части Тосненского и Кировского, то сегодня там совершенно иная ситуация — создана действительно комфортная среда для проживания. «Это одна из важных задач правительства Ленобласти, и здесь мы наблюдаем слаженную работу органов местного самоуправления и отраслевых органов управления правительства Ленобласти», — уточняет Александр Ходачек. Это и государственные программы в рамках стратегии социально-экономического развития, это и проекты, которые в рамках региональных нацпроектов заявляет правительство Ленобласти, это гранты на благоустройство, которые выигрывают органы местного самоуправления, и особенно они касаются создания комфортной городской среды и общественных пространств.
Одним из основных вопросов экономической политики региона генеральный директор «Индустриальный парк М10», председатель совета Ленинградского областного отделения «Деловой России» Михаил Косарев называет определение оптимальных локаций для размещения новых производственных зон: сочетание удобной логистики, наличия трудовых ресурсов и инженерного обеспечения. Несколько лет назад Ленобласть сделала ставку на развитие индустриальных парков, чтобы исключить риски для новых предприятий в виде невозможности подключения к сетям или отсутствия градостроительной документации. «Раньше предприниматели часто приходили в правительство Ленинградской области и говорили: как же так, мы купили участок, а на нем нельзя строить — нет правил землепользования и застройки, или это вообще сельхозземля, или нам сказали: вот провода, — а потом выясняется, что лимитов на подключение электроэнергии нет. Эта ставка сработала — индустриальные парки решили эту задачу, и сегодня практически таких жалоб не поступает», — вспоминает Михаил Косарев. «Сейчас идет структурная трансформация российской экономики, закрыта часть внешних рынков, одновременно с российского рынка уходят многие иностранные компании. Нужна и структурная трансформация государственной промышленной политики — раньше она была нацелена на то, как иностранных инвесторов к нам пригласить, лет пять назад — как в разы увеличить экспорт продукции малого и среднего бизнеса. Наше предложение — думать о внутреннем рынке и ориентировать госполитику на его развитие. Как показало время, все остальные рынки могут исчезнуть в один день», — говорит он.
Конечно, пришлось многое перестраивать, когда из региона стали уходить иностранные инвесторы и прекратились поставки из-за границы, добавляет Александр Габитов. Один из знаковых примеров, некоторое время назад бывший в топе новостей, — когда один из областных целлюлозно-бумажных комбинатов остался без поставок из-за рубежа отбеливателя и был вынужден несколько месяцев выпускать не белую, а серую бумагу. К слову, тогда правительство области приняло решение перейти именно на серую бумагу, она до сих пор встречается в документообороте. При этом сотрудники комбината оперативно нашли такой же отбеливатель в России, на Урале, и возобновили выпуск «классической» бумаги. «У нас и дешевле, и есть необходимый объем. А почему покупали за рубежом? Потому что были корпоративные нормы, которые устанавливали, что данные ингредиенты высокотехнологичны и их нужно покупать за границей. Таким образом, нам не давали развивать производство собственных высокотехнологичных ингредиентов», — считает Александр Габитов.
Второй характерный пример связан с Тихвинским вагоностроительным заводом. Основной инновационный аспект производства вагонов — каретки, в которых есть упор на подшипники, позволяющие делать большую погрузку на вагон. И они производились не на территории страны. Поставки прекратились, но достаточно быстро, в течение трех месяцев, производство подшипников было организовано на территории России, и сейчас этот завод активно работает, планы сформированы на несколько лет вперед.
«Государственный протекционизм в отношении своего бизнеса — это самая главная возможность развития этого бизнеса — резюмирует Александр Габитов. — Больше всего в развитии бизнеса заинтересовано само государство. Понимание, которое я сейчас вижу во властных структурах, дает уверенность в дальнейшем укреплении взаимопонимания и взаимоотношений».
Ленинградская область