С поэтессой из Луганска Еленой Заславской в первый раз мы повстречались весной 2017-го на позициях 4-го ОРШБ, так называемого батальона Прилепина, между Донецком и Горловкой. Елена тогда выступала перед бойцами вместе с московской группой «Зверобой», для которой она написала несколько текстов.
А в мае этого года, во время литературного фестиваля «Звезды над Донбассом», Заславская вышла на арену спорткомплекса в Мариуполе и прочла строки своего сына Ивана, написанные им с фронта.
Хрупкая, женственная, богемная, в неизменной шляпке, она читала безо всякой позы, без надрыва, со спокойным достоинством.
Вскоре состоялся разговор с Еленой — о жизни при Украине, о динамике ее взглядов, о своеобразии литературной среды Луганска, о личном… И, разумеется и к сожалению, — о войне.
Господи, всех спаси!
— Расскажи, пожалуйста, о своей жизни до четырнадцатого года.
— Я родилась в Лисичанске. Этот город называют колыбелью Донбасса, там был найден первый уголь в Донецком бассейне, оттуда началась разработка… Это маленький промышленный город, основанный в восемнадцатом веке. Мама моя химик, окончила институт в Черновцах и попала на Донбасс по распределению, работала сначала на «Донсоде», потом на нефтеперерабатывающем заводе. Папа тоже технарь, работал на Донецком содовом, там же работали и дедушка с бабушкой, то есть моя семья — техническая, промышленная интеллигенция.