За свое здоровье население платит не меньше государства

Александр Лабыкин
обозреватель «Монокль»
25 сентября 2023, 00:00

В 2022 году рост спроса на платные медицинские услуги замедлился, что заставило крупнейших игроков рынка корректировать стратегии и внедрять больше новых видов лечения. Из модных способов конкуренции — вовлечение пациента в постоянный онлайн-мониторинг своего здоровья

TASS
Читайте Monocle.ru в

В прошлом году спрос на дорогие медуслуги снизился из-за отъезда иностранцев, а в этом году вырос из-за решивших лечиться на родине россиян

Если не считать провальный карантинный 2020 год, рынок платных медицинских услуг расширяется уже пять лет подряд. По данным Росстата, в 2018 году он оценивался в 774 млрд рублей, в 2022-м — в 1,22 трлн. Эта сумма сопоставима с расходами федерального бюджета на здравоохранение: 1,2 трлн рублей в прошлом году, 1,53 трлн в текущем. По сравнению с 2021-м рост составил 8%, хотя годом ранее он оценивался в 26%. Но тот рывок произошел из-за низкой базы пандемийного 2020 года, когда пациенты предпочли сидеть по домам и отложили лечение, а госклиники не вели приема или были перепрофилированы под инфекционные.

Из общих расходов на платную медицину свыше триллиона рублей, по данным Национальной ассоциации независимых медицинских организаций (НАНМО), приходится на 72 тыс. частных клиник, медцентров, лабораторий, а также на косметологические салоны, небольшие врачебные кабинеты, санатории и прочие лицензированные медучреждения. И лишь около 200 млрд рублей — это объем платных услуг, оказываемых 20 тыс. государственных и муниципальных клиник.

Впрочем, концентрация рынка довольно высока. Так, согласно подсчетам «Медицинского вестника», на 15 тыс. крупных и средних частных медучреждений, вошедших в выборку, в 2022 году пришлось 808 млрд рублей выручки, что на 4% больше, чем в 2021-м (780 млрд).

«В прошлом году спрос на платные услуги рос не слишком сильно, так как, с одной стороны, население стало больше экономить в принципе, а с другой — Минздрав провел масштабную информационную кампанию, оттянувшую часть пациентов частного сектора, — говорит директор Института экономики здравоохранения Лариса Попович. — Кроме того, частные клиники ощутили отток пациентов из-за ухода иностранных компаний, которые покупали для своих сотрудников много полисов добровольного медстрахования (ДМС). Однако к концу этого года рынок вырастет, поскольку теперь и российские предприятия, желая мотивировать работников, предлагают им полисы ДМС».

Удержать цены смогли не все

Потребительский профиль посетителей частных клиник, по мнению Росстата, — население с уровнем дохода более 90 тыс. рублей в месяц. Согласно результатам прошлогоднего исследования Rambler & Co и «СберСтрахования», 64% россиян готовы пользоваться платными медицинскими услугами один-два раза в полгода. В основном люди предпочитают платить за стоматологию (36%), кардиологию (20%) и неврологию (13%).

В 2022 году средний пациент отдавал частной клинике 8000 рублей, но за год его расходы увеличились в среднем на 591 рубль. Отчасти это связано с прошлогодним повышением цен на услуги платной медицины на 15%. Небольшой скачок цен наблюдался и в первой половине 2023-го. Главная причина — резкий рост издержек на расходные материалы и оборудование. «Стоимость услуг обусловлена затратами на медицинские материалы и технику», — говорит директор НП «Объединение частных медицинских клиник и центров» Сергей Лазарев. Однако, по его словам, подорожание не привело к заметному снижению потока пациентов. «Спрос у нас медленно, но растет. Люди ищут доступные и качественные медуслуги, — соглашается главный врач Ильинской больницы Алексей Живов. — В госклиниках большие очереди, дефицит кадров, а отсюда снижение качества и безопасности процедур. Но несмотря на рост затрат на материалы и запчасти, мы стараемся не повышать цены слишком сильно, чтобы люди продолжали приходить». Участники рынка предполагают, что в этом и следующем году спрос на платную медицину уменьшаться не будет.

Консолидация ускорилась

Лучше всех себя чувствуют крупнейшие игроки рынка: «Медси», «Мать и дитя», «СМ-Клиника», ЕМЦ, ГК «МедИнвестГрупп». Суммарно они в 2022 году нарастили выручку на 13% — до 125 млрд рублей (в 2021-м — до 111 млрд). Все эти фирмы (за исключением ЕМЦ) с 2018 года расширялись за счет открытия новых офисов или заключения сделок по слиянию и поглощению, и прошлый год был для таких стратегий вполне подходящим, учитывая общее увеличение издержек на рынке и трудности региональных моноклиник.

Лидер рынка, компания «Медси», заработавшая в 2022 году 36 млрд рублей с ростом в 11%, в 2023-м показала динамику в 16%, получив за первое полугодие 20 млрд рублей. Входящая в АФК «Система» медицинская компания открыла в прошлом году в столице и регионах 22 собственные клиники (а также две франшизы в Туапсе и Москве), доведя их число до 138. Теперь «Медси» обслуживает на 47% больше уникальных клиентов — 1,5 млн человек. При этом средний чек в компании в прошлом году снизился на 6%, до 2800 рублей, поскольку «Медси» открывала в основном точки средней ценовой категории, так называемые смарт-клиники с относительно низкими тарифами. Прирост выручки обеспечило и то, что в период пандемии компания получила разрешение лечить по ОМС больных коронавирусом, выделив для этой цели один из своих московских стационаров. В результате часть пациентов осталась с «Медси».

«Все говорят о снижении в этом году среднего чека в частных клиниках. Но мы не видим, чтобы люди стали меньше платить за медицинские услуги, — говорит директор по цифровой трансформации компании Александр Пилипчук. — Изменилась структура услуг: упал спрос на анализы, но число обычных приемов, вызовов на дом увеличилось. Растет и телемедицина. Но мы, конечно, видим чувствительность пациентов к ценам, особенно в регионах. Рост стоимости анализа всего на 50 рублей приводит к уменьшению потока».

В 2021 году к активам группы добавились 42 клиники в Башкирии и Волгоградской области с оборотом в 2 млрд рублей — «Медси» купила их у Национальной медицинской сети (НМС) Ильи Тупицына. «Мы продолжаем искать выставленные на продажу действующие клиники в регионах. Уже открыли несколько в Питере, Ижевске и Перми, — рассказывает Александр Пилипчук. — Предлагаем в основном смарт-формат, так как крупные форматы в этих регионах уже есть, а мы заполняем низкоценовую нишу». Кроме того, компания планирует наращивать услуги по ОМС за счет лечения онкологических заболеваний: уже в этом году на базе клинической больницы № 1 появится корпус для радиотерапии.

Вторая по обороту клиника «Мать и дитя», напротив, последовательно открывает новые центры такой же площади и мощности, как и у других ее активов. Она может себе это позволить, так как работает в высоком ценовом сегменте. В 2022 году выручка компании незначительно снизилась (на 1%, до 21,4 млрд рублей) из-за уменьшения числа операций в госпиталях, зато повысилась в регионах за счет расширения сети. Компания запустила два новых клинических госпиталя в Санкт-Петербурге и Тюмени, в результате число посетителей удалось удержать на прежнем уровне. «В прошлом году выручка от пациентов с COVID-19 заместилась выручкой от наших традиционных направлений, поскольку восстановился отложенный спрос и появились новые точки, — поясняют в ГК “Мать и дитя”. — С начала этого года поток пациентов вырос на пять процентов — в основном за счет загрузки текущих мощностей медицинских учреждений, которые были открыты в последние годы, что увеличило количество посещений на 8,4 процента. Выручка в первом полугодии 2023-го выросла на 5,7 процента по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года».

В сентябре «Мать и дитя» завершила сделку по приобретению четырех клиник в Ханты-Мансийском автономном округе, что позволит группе занять лидирующие позиции в одном из богатейших регионов страны и создать амбулаторную базу для отправки оттуда пациентов, нуждающихся в высокотехнологичных услугах, в частный госпиталь в Тюмени. «Ханты-Мансийский автономный округ с населением 1,7 миллиона человек занимает второе место по размеру экономики в России, уступая лишь Москве. Поэтому регион представляет стратегический интерес для расширения группы», — пояснили в «Мать и дитя».

Иностранцев заменили реагентами

Больше всего не повезло в прошлом году клиникам, обслуживающим иностранцев, а также отечественных пользователей ДМС. «У нас до трети пациентов были из-за рубежа. В прошлом году они почти все ушли, а приток россиян не покрыл утраченных объемов, — говорит главный врач ООО “Евромед клиник” (Санкт-Петербург) Александр Абдин. — Соответственно, на треть снизилась выручка. Но начал развиваться клиентский туризм; надеемся, что он будет расти вслед за увеличением доходов».

Много уехавших пациентов было и у одной из самых дорогих медклиник — компании «Европейский медицинский центр» (ЕМЦ), которая принципиально не развивает сеть, углубляя компетенции в основном комплексе клиник в Москве. В прошлом году из топ-20 частных клиник ЕМЦ потерял больше всех: его прибыль снизилась на 38%, даже несмотря на повышение цен. Однако за счет покупки бизнеса «Астра-77» — лидера российского рынка поставки оборудования, реактивов и услуг в области лабораторной диагностики — компания удержала выручку на уровне 25 млрд рублей. В первом полугодии 2023 года компания подросла на 1%, заработав 11,5 млрд.

В этом году спрос на дорогие услуги восстанавливается за счет пациентов, ранее лечившихся в Европе. Люди интересуются в основном лучевой терапией, радионуклидной диагностикой, косметологией и нейрохирургией. «Мы работаем с самыми сложными, уникальными проблемами, — поясняют в ЕМЦ. — Рано или поздно, попробовав разные методы лечения, клиент приходит именно к нам — или едет за границу: наши основные конкуренты находятся в Европе. Но сейчас добраться из регионов до Москвы и лечиться здесь намного проще и дешевле, чем в Израиле или Германии. При этом мы не монопрофильная сеть больниц, а действительно диверсифицированная клиника с огромным опытом в самых разных сферах». ЕМЦ единственный из опрошенных нами лидеров рынка не жалуется на трудности с поставками оборудования и медицинских изделий. «Весной мы обновили парк лазеров для косметологии, а для офтальмологии завезли уникальный лазер, который позволяет лечить все виды катаракт. Клиника также купила МРТ 3 Тесла, новейший компьютерный томограф и две рентген-установки от лидеров рынка — Siemens, Philips, GE», — сообщают в компании. Сейчас ЕМЦ собирается приобрести интраоперационный рентгеновский аппарат типа С-дуга с функцией 3D, который позволит проводить инновационные нейрохирургические операции, и установить новейшую систему рентгенопрозрачного операционного стола.

TASS
Спрос на частные медуслуги в этом году растет только в крупных городах, в большинстве регионов из-за низких доходов населения коммерческие клиники часто пустуют

Много новых тестов

Основные бенефициары пандемии — лабораторные центры, которые резко нарастили выручку в 2020 году. Показательна гибкая стратегия лидера рынка диагностики, компании «Инвитро», которая ежегодно обслуживает до 17 млн пациентов. В пандемию она выросла на 25%, до 25 млрд рублей, а в позапрошлом году увеличилась до 38 млрд. «Чтобы удержать ее, мы в 2021 году активно развивали собственную розницу: открыли 261 медицинский офис, а за первый квартал 2023-го добавили еще 23», — рассказывает коммерческий директор «Инвитро» Ольга Овсянникова.

Компания также сконцентрировались на внедрении новых медицинских услуг, в том числе врачебных, что позволило повысить прибыль в уже действующих отделениях сети. «Порядка половины собственной розницы сейчас оказывает врачебные услуги разной направленности. Запущенный в прошлом году пилотный проект “Медицинская франшиза” успешно внедрен, и сейчас мы перешли на этап его активного масштабирования», — комментирует Овсянникова. В 2022 году «Инвитро» добавила в ассортимент более 150 новых исследований, основная часть которых направлена на определение разнообразных аллергенов, выявление железодефицитной анемии, наследственных случаев рака. За первый квартал этого года введены и активно используются 106 новых тестов. Теперь ключевая задача компании — связать анализы с развитием врачебного сектора. «Наши пациенты стали более избирательно заказывать лабораторные исследования, — отмечает коммерческий директор “Инвитро”. — А мы, в свою очередь, стараемся аккуратно объяснять, что есть показатели, которые важно контролировать на постоянной основе».

Из прорывных новаций компании можно отметить внедрение технологии неинвазивных пренатальных тестов (НИПТ). Это генетический пренатальный скрининг на хромосомные аномалии у плода по крови беременной женщины. «НИПТ позволяет избежать напрасных волнений, связанных с ложными результатами биохимического скрининга, а также необоснованного проведения инвазивных процедур», — говорит Ольга Овсянникова.

Пандемия показала, что та же телемедицина не забава, а прибыльный бизнес. В 2020 году объем услуг телемедицины вырос вдвое — до
3 млрд рублей

Больница в смартфоне

Дальнейшие инвестиции лидеров рынка частной медицины будут связаны помимо прочего с цифровизацией и персонализированным подходом к пациенту. Пандемия показала, что та же телемедицина не забава, а прибыльный бизнес. В 2020 году объем услуг телемедицины вырос вдвое — до 3 млрд рублей. Позже спрос на удаленные консультации врачей снижался, но в прошлом году вновь увеличился на треть. Впрочем, мелкие клиники не видят смысла развивать это направление. «Я считаю телемедицину мертворожденной, она нужна разве что для поддержания связи с пациентами, — категоричен Александр Абдин. — Это недорого стоит и потому убыточно по сравнению с офлайн-приемом. При живом потоке врач за смену заработает больше».

Однако у крупных компаний дело обстоит иначе. Так, «Медси» не просто развивает телемедицину, а выстраивает цифровую экосистему, объединяя в смарт-приложении онлайн-консультации врачей, мониторинг состояния здоровья пациента с помощью нательных гаджетов, его историю, полезный именно ему контент и прочее. «Человек не хочет лечиться — он хочет быть здоровым. Поэтому контроль за состоянием здоровья с помощью разных гаджетов с привязкой к приложению — дело перспективное, за ним следует профилактика», — уверен Александр Пилипчук.

Кроме того, «Медси» объявила о запуске программы здоровья и благополучия для корпоративных клиентов и партнеров well-being. Это выездные лекции, вебинары, мастер-классы от ведущих специалистов компании, дни здоровья в офисах клиентов при участии врачей сети.

«Мать и дитя» одной из первых, еще в 2016 году, начала оказывать телемедицинские услуги через приложение «Доктис». «Мы планируем применять ИИ для решения определенных задач, например для обработки звонков и сообщений от пациентов, а также для анализа результатов обследования в интеграции с медицинским оборудованием», — поясняют в компании.

Лидером в данной сфере на российском рынке считается ЕМЦ, обладающий развитой цифровой экосистемой. В ее рамках врачи из разных стран мира могут не только консультировать, но даже удаленно участвовать в сложных операциях. Компания стала членом Международной федерации госпиталей (IHF), которая отобрала 50 инновационных проектов со всего мира. ЕМЦ представил свою EMC Connect, уникальную облачную платформу — агрегатор парамедицинских данных, анализирующий информацию с наручных девайсов, приложений категории «Здоровье», а также медицинских приборов, ношение которых рекомендовано врачом. «Одно из важнейших преимуществ внедрения платформы — переход от субъективной информации со слов пациента к объективным данным», — отмечают в ЕМЦ.