«Замечен из-за прилавка» — под таким заголовком в 1997 году в журнале «Эксперт» вышла статья, где коллеги описали феномен формирования в постсоветской России среднего класса — прослойки людей, потребительское поведение которых никак не укладывалось в привычные для 1990-х крайние паттерны, свойственные вопиющей бедности и раблезианскому богатству. Пять лет спустя российский средний класс попадет в поле внимания социологов и экономистов, десять лет спустя ВВП РФ удвоится, а средний класс достигнет четверти населения страны — с тех пор он уже более не увеличивался.
Сегодня на наших глазах формируется не менее мощная тенденция — и еще более отрадная, так как речь идет не о потреблении, сбережениях и стиле жизни, а о процессах, развернувшихся в реальном секторе экономики. Драматизм событий на полях СВО, необходимость поиска адекватного ответа на бесконечные пакеты санкций западной коалиции заслонили в медиаповестке тот давно уже не наблюдавшийся, а по ряду позиций просто беспрецедентный рост, развернувшийся в ядре промышленности — машиностроении.
По итогам 2023 года российское машиностроение увеличит выпуск на невероятные 23,1% в сопоставимых ценах, такова предварительная оценка специалистов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Этот комплекс производств вырастет втрое больше, чем обрабатывающая промышленность (+7,3%), а последняя, в свою очередь, вдвое обгонит промышленность в целом (+3,5%).
Как и четверть века назад, мы в журнале, вынужденно сменившем название «Эксперт» на «Монокль», намерены скрупулезно исследовать новый феномен и его героев.
В январе–августе 2023 года выпуск в российском станкостроении увеличился на 26% к соответствующему периоду мирного 2021 года
Оборонка, но не только
«Рост в машиностроении не только интенсивный, но и практически фронтальный — он захватывает все сектора, просто где-то кризисный провал 2022 года уже с лихвой перекрыт, а где-то, например в автомобильной промышленности, рост менее сильный и пока восстановительный, — констатирует Владимир Сальников, руководитель направления ЦМАКП. — Датировать начало роста в машиностроении было бы правильно примерно третьим кварталом 2022 года, так что бум продолжается уже год».
Стало общим местом списывать все успехи промышленного роста на резкий рост военных расходов и гособоронзаказа. Трудно отрицать значимость такого импульса, но сегодня он распространился столь широко по экономике, что приобретает собственную логику. Новые заказы получают подрядчики оборонных предприятий второго, третьего и последующих уровней кооперации, на каждом уровне формируются все новые и новые цепочки спроса на промежуточную продукцию, сырье и материалы.
Среди гражданских машиностроительных производств наиболее ощутимый прирост выпуска в электронном машиностроении (+32%, здесь и далее указано значение прироста в январе‒августе 2023 года к соответствующему уровню не 2022-го, а 2021 года), станкостроении (+26%), производстве электрооборудования (+21%), машин и оборудования как общего назначения (+15%), так и специального (+12%). На уровне отдельных видов продукции особенно выделяется прирост выпуска бурильных машин (в 3,8 раза), погрузчиков (2,4 раза), пищеварочных котлов (1,9 раза), оборудования для переработки мяса или птицы (1,6 раза).
При этом, что важно, импульсы оборонного спроса в достаточной мере обеспечены финансовыми ресурсами, поэтому диффузия оборонного спроса означает и растекание живых денег по промышленности. «Прибыль в машиностроении, за исключением опять же автопрома, где сейчас убытки, находится на рекордном уровне, порядка 10 процентов оборотного капитала, а в ряде подотраслей, например в производстве электронного оборудования, она достигает совершенно немыслимого уровня в 24 процента, тогда как обычно не превышала там 10 процентов», — сообщает Владимир Сальников.
Прибыль формирует собственный инвестиционный ресурс и значительную степень независимости от кредитного финансирования. А значит, и от стартовавшей в середине августа фазе ужесточения кредитно-денежной политики Банка России.
Два неожиданных сообщения касательно оборонных расходов, которые мы услышали от Владимира Сальникова: оказывается, рост гособоронзаказа начал ощущаться уже в 2021 году, а сегодня по виду деятельности «Производство готовых металлических изделий, не включенных в другие группировки», где основу составляет производство оружия и боеприпасов, ЦМАКП оценивает прирост по сравнению с мирным 2021 годом в 80‒90% (!) в сопоставимых ценах. Под стать и рост инвестиций в основной капитал в машиностроении: в первом полугодии текущего года он составил 30‒50% в зависимости от подотрасли.
«Синие воротнички» в дефиците
Среди немногих аутсайдеров подъема помимо автопрома — производство бытовой техники. Однако причины пробуксовки в этих сегментах разные. В автопроме сказалась специфика отрасли: сборочные производства, контролируемые до СВО иностранными мейджорами, были в значительной степени ориентированы на иностранных поставщиков большой номенклатуры узлов и деталей, производство которых олигополизировано: в дружественных России странах альтернативных поставщиков найти не всегда возможно, а импортозамещать сложные агрегаты типа автоматических коробок передач или сложных подшипников — процесс дорогой и небыстрый.
А выпуск бытовой техники, похоже, столкнулся с банальным потолком спроса. В период ковида и сразу после, в 2020‒2021 годах, был мощнейший аномальный всплеск спроса на эту технику, и теперь он вновь будет предъявлен в сопоставимом объеме только в новом цикле обновления, через два-три года или даже позднее.
Из наиболее серьезных ограничений развернувшегося машиностроительного бума промышленники единодушно указывают на дефицит кадров нужных специальностей и квалификации. Бешеный спрос на «синих воротничков» в долгосрочном плане, безусловно, дает отличный стимул к росту производительности труда, резервы здесь в нашем машиностроении остаются значительными. А в краткосрочном приводит к невероятному росту заработной платы, подпитывающей разгоняющуюся инфляцию, а вместе с ней и консервативные «аппетиты» ЦБ по ужесточению денежной политики.
Отличительной особенностью нынешнего машиностроительного бума является то обстоятельство, что его героями становятся не только и даже, вероятно, не столько «старые» игроки — многие из них просто не пережили безвременья, — сколько новая генерация предпринимателей, не побоявшихся масштабности задач и имеющих четкое представление о перспективах своего бизнеса и всей отрасли. В следующем материале вы найдете подробное интервью со станкостроителем «новой волны» Павлом Беликовым, основателем и главой компании «Семат».