Об этом сообщил генеральный директор Каспийского международного интеграционного клуба «Север — Юг» Дмитрий Дубовик в ходе астраханского международного форума «МТК “Север — Юг” — новая концепция».
«Было принято решение открыть производство <...> в Индии на верфях Goa Shipyard Ltd. Они подтвердили нам готовность начать производство наших моделей кораблей. Их три: химовозы, балкеры, корабли по перевозке грузов в контейнерах. Нам за три года готовы выдать 24 корабля — это сегодня очень высокий темп», — рассказал он, уточнив, что первые четыре судна могут быть заложены уже в первом квартале следующего года, а соответствующие документы планируется оформить до конца нынешнего.
По словам Дмитрия Дубовика, возможность постройки судов для МТК «Север — Юг» обсуждали давно. В связи с высокой загруженностью российских верфей рассматривали варианты строительства судов как в Индии, так и в Иране.
МТК «Север — Юг» позволит организовать перевозки между Ираном, Индией, Россией и рядом близлежащих стран с более коротким сроком доставки, нежели по традиционному водному пути через Суэцкий канал, выступив, по сути, его конкурентом.
В интервью ТАСС Дмитрий Дубовик сообщил также, что строить суда планируется с участием Российского экспортного центра; проект предполагается реализовать до 2027 года. Среди преимуществ сотрудничества с Индией — цена, которая будет в два раза ниже, чем у российских производителей, а также ставка для бизнеса в 2–3% вместо 18,6%, которую сейчас предлагает Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). Сколько точно будут стоить суда, Дмитрий Дубовик не сообщил.
Их заказчиком, как рассказал он агентству «ПортНьюс», на первом этапе выступит российская «дочка» государственной иранской судоходной компании Islamic Republic of Iran Shipping Lines.
Впрочем, суда для МТК «Север — Юг» строит и Объединенная судостроительная корпорация (ОСК): ранее сообщалось, что она заключила контракт с ГТЛК на постройку четырех универсальных сухогрузов-контейнеровозов смешанного плавания стоимостью 1,7 млрд рублей каждый. И не исключалось, что в дальнейшем серию увеличат до 21 судна.
Новость о возможном заключении контракта с индийской верфью спровоцировала ряд комментариев: что таким образом могут быть потрачены полученные российскими экспортерами рупии, которые из-за законодательных ограничений Индии невозможно вывести из страны. Другое дело, что основные держатели подвисших рупий — компании сырьевого сектора и для того, чтобы заплатить принадлежащими им рупиями за суда, нужно будет организовать специальную схему со взаимозачетами между экспортерами, заказчиком судов и верфью, что, скорее всего, приведет к дополнительным издержкам, которые лягут в конечную цену судов.
Отметим также, что это не единственный контракт на постройку, заключенный российскими контрагентами с индийской верфью в связи с тем, что существует нехватка собственных мощностей. Так, в 2018 году был заключен контракт, предполагающий поставку ВМС Индии фрегатов проекта 11356. Причем два из них должны были строиться в Калининграде на заводе «Янтарь» (входит в ОСК), а два — на верфи Goa Shipyard Limited.