* Статья публикуется одновременно в журналах «Монокль» и «Стимул».
Образовательная система Физтеха (Московский физико-технический институт — национальный исследовательский университет), созданная при участии многих выдающихся советских ученых, стала в свое время образцом инженерно-физического образования для всего Советского Союза и была воспринята с большим интересом во многих странах — в первую очередь благодаря выстроенной связи образования с научными учреждениями и промышленными предприятиями.
За последние годы высшее образование в России подверглось нескольким реформам, которые были встречены общественностью весьма неоднозначно. Чтобы обсудить, насколько Физтеху удалось в условиях постоянно меняющихся внешних обстоятельств сохранить свою систему, мы встретились с проректором МФТИ по научной работе, кандидатом физико-математических наук Виталием Баганом.
— Как бы вы определили основные особенности и основные преимущества образовательной системы Физтеха?
— То, что мы называем системой Физтеха, было придумано Петром Леонидовичем Капицей еще в 1946 году. Он много работал с Резерфордом и с другими крупными учеными и считал необходимым, чтобы талантливые студенты как можно раньше начинали работать вместе с ведущими учеными, видел, что от этого выиграют как сами студенты, так и лаборатории, в которые они попадают. Такой путь он прошел лично, он очень рано стал работать на переднем крае науки. И он сформулировал три ключевых принципа своей системы. Первый — это отбор талантливой и способной молодежи по всей стране, потому что везде рождаются талантливые ребята и важно не замыкаться на Москве и Московской области, а принципиально собирать лучших из разных регионов. Для этого применялись разные методы, в том числе еще в советское время, более пятидесяти лет назад, была запущена заочная физико-техническая школа, которая действительно помогала ребятам из глубинки получить знания, которые не давал школьный учитель. Я сам прошел через ЗФТШ с восьмого класса, а Константин Новоселов даже в своей Нобелевской лекции упоминает ЗФТШ как механизм, который помог ему из Нижнего Тагила поступить в ведущий советский университет и пройти тот путь, который у него случился.