По первой оценке Росстата, ВВП РФ в 2023 году увеличился в реальном выражении на 3,6%, что выше большинства ожиданий, и почти дотянулся до амбициозной отметки, прозвучавшей в январском заявлении министра экономического развития Максима Решетникова: «Финальная оценка может приблизить показатель роста ВВП 2023 года к 4%». ВВП тем самым с лихвой компенсировал спад 2022 года, превысив уровень 2021 года на 2,3%. Промышленное производство увеличилось на 3,5%, при этом обработка выросла на внушительные 7,5%. «Закрыли» год в плюсе практически все отрасли. А вот добыча полезных ископаемых припала на 1,3%.
Объем строительных работ в 2023 году вырос на +7,9%, несмотря на высокую строительную активность и годом ранее (+7,5% по итогам 2022-го). В результате к уровню двухлетней давности показатель увеличился на 16%. Вырос грузооборот морского и речного транспорта; грузооборот железных дорог не изменился.
Валовое накопление основного капитала удвоило темпы, увеличившись на 10,5% против 5,2% в 2022 году. В то же время сама норма накопления — доля валового накопления основного капитала в ВВП — выросла против доковидного 2019 года совсем немного, с 19,3 до 22,1%.
Суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг населению в 2023 году был на 6% выше уровня прошлого года и также с лихвой компенсировал провал позапрошлого года (+2,5% к уровню 2021-го). Рост потребления обеспечили быстро увеличивающиеся доходы: среднемесячная реальная зарплата выросла на 7,6% (за 11 месяцев), реальные располагаемые доходы населения — на 5,4%, средняя пенсия в реальном выражении — на 3,3%. В первом приближении уровень реальных доходов населения приблизился или уже достиг отметок 2013 года, после которого наблюдалось снижение либо стагнация уровня жизни (более точные выводы можно будет сделать после уточнения данных Росстата и получения официальных данных по динамике зарплат за полный 2023 год).
Оперативная статистика свидетельствует о продолжении роста в четвертом квартале 2023 года, однако ряд показателей указывает на замедление его темпов по сравнению с третьим кварталом. Так, о более сдержанном расширении деловой активности свидетельствуют динамика входящих потоков платежной системы Банка России, индексы менеджеров по закупкам PMI, а также фиксируемое опросами ИЭП снижение оптимизма в промышленности. За ноябрь и декабрь показатель потерял 8 пунктов за счет негативной корректировки всех планов и прогнозов предприятий.
Дефицит федерального бюджета в первом месяце 2024 года составил весьма умеренные 308 млрд рублей, что эквивалентно 0,2% ВВП, тогда как январь 2023 года был отмечен бюджетным кошмаром — дефицитом в 1,65 трлн рублей, превысившим половину годового потолка (тот январский провал был обусловлен одновременным конъюнктурным сжатием нефтегазовых доходов и резким ростом авансов по финансированию госпрограмм). Впрочем, хорошие результаты начала нынешнего бюджетного года — результат не просто сравнения с низкой базой года предыдущего, но и честное свидетельство быстрого экономического роста. Свидетельство тому — ненефтегазовые доходы казны, превысившие в январе 1,7 трлн рублей, включая 915 млрд рублей сборов НДС на производство и импорт, что на 85% превышает итог января 2023 года. Расходы бюджета оказались, в свою очередь, ниже прошлогодних — 2,7 трлн вместо 3,0 трлн рублей. Отсюда и скромные цифры дефицита. То есть старт исполнения бюджета в 2024 году в отличие от 2023-го получился плавным — без резких скачков поступлений и трат.
В январе объем чистых продаж иностранной валюты 29 крупнейшими экспортерами, отслеживаемыми Центробанком, сократился до 12,9 млрд долларов с 14,8 млрд в декабре. Это не помешало среднемесячному курсу рубля вырасти на 2,4%. Население снизило темпы покупки иностранной валюты после сезонного повышения спроса в конце года: с 188,5 млрд рублей в декабре 2023-го до 108,6 млрд рублей в январе 2024-го.
На биржевом валютном рынке доля конверсионных операций с юанем впервые в истории превысила половину. На фоне сокращения использования «токсичных» валют растут объемы привлечения и размещения банками средств в юанях. По итогам 2023 года зафиксирован рост кредитования юридических лиц в юанях в 3,6 раза, вызванный как конвертацией ранее выданных кредитов в долларах США и евро, так и спросом со стороны экспортеров в условиях высоких рублевых ставок. Текущие и срочные средства юридических и физических лиц в китайской валюте превысили аналогичный показатель в долларах США (68,7 против 64,7 млрд долларов в эквиваленте). Из-за отсутствия свободного движения капитала ставки по финансовым инструментам в юанях в 2023 году имели различную динамику: рост ставок в России и смягчение денежно-кредитных условий в Китае.