Индонезия сохраняет преемственность

25 марта 2024, 00:00
№13

В Индонезии состоялись президентские выборы, победу на которых с 58,6% голосами одержал 72-летний министр обороны страны Прабово Субианто. Хотя выборы состоялись еще 14 февраля, согласно индонезийскому законодательству подсчет голосов может длиться до 35 дней, поскольку государство располагается на 17 тысячах островов, на которых проживает около 205 млн избирателей.

AP PHOTO/ACHMAD IBRAHIM
Новый президент Индонезии Прабово Субианто не обязательно станет американской марионеткой
Читайте Monocle.ru в

Действующий глава государства Джоко Видодо занимает этот пост с 2014 года, и согласно конституции он не имел права баллотироваться на третий срок. Однако сын действующего президента Гибран Ракабуминг Рака станет вице-президентом с явным прицелом через пять или десять лет продолжить отцовское дело. Ради 36-летнего сына действующего президента даже реформировали избирательное законодательство, ранее запрещавшее занимать пост вице-президента лицам моложе 40 лет.

Но и избранный президент Индонезии Прабово Субианто — человек в местной власти далеко не случайный: с 1983 года он женат на дочери бывшего президента страны Хаджи Мухаммеда Сухарто, правившего этой страной с 1968 по 1998 год. А в 1998 году Прабово Субианто довольно жестко расправился с оппозицией, пытавшейся свергнуть его тестя. Но вот прошло четверть века, и он все-таки занял пост президента, который, возможно, рассчитывал занять гораздо раньше. Но юному вице-президенту отнюдь не гарантирована трудовая династия.

За эту страну с почти 300-миллионным населением развернулась конкурентная борьба между Западом и глобальным Югом, чем Индонезия с удовольствием пользуется. Например, у Индонезии существует территориальный спор с Пекином относительно острова Натуна (шельф которого обладает богатыми запасами газа), расположенного в Южно-Китайском море между Индонезией, Малайзией и Вьетнамом. Однако Китай, несмотря на свою географическую удаленность от места событий, претендует на значительную часть акватории этого моря имени себя.

В итоге Индонезия, Филиппины, Вьетнам и Малайзия, которые объединяют территориальные претензии Пекина, дрейфуют в сторону США, справедливо полагая, что если американцы способны защитить Тайвань (который, по признанию Вашингтона, является частью Китая), то под американским «зонтиком безопасности» они будут защищены еще лучше. А Вашингтон и рад стараться, наращивая военное присутствие в регионе: с 2009 года проводятся ежегодные совместные военные учения США и Индонезии, к которым присоединились Австралия, Япония, Сингапур, а с прошлого года Великобритания и Франция.

Однако не стоит считать Джакарту американкой марионеткой: в ноябре прошлого года Прабово Субианто заявил о возможности вступления Индонезии в БРИКС. «Мы являемся частью G20, мы являемся частью АСЕАН, теперь мы также являемся частью АТЭС, которая является не геополитической, а экономической ассоциацией… Так что я рассмотрю этот вопрос: если в этом есть выгода для наших экономических интересов, то почему бы нам не присоединиться к БРИКС?» — заявил Субианто. В конце концов, БРИКС объединяет имеющие территориальный спор Китай и Индию.

Кроме того, в июне 2023 года Прабово Субианто предложил собственный мирный план по Украине, когда на Западе это было еще моветоном, поскольку там тогда надеялись на военное или экономическое поражение России.

Можно сказать, что избранный президент Индонезии Прабово Субианто оказался прозорливее своих западных коллег, что позволяет рассчитывать на постепенный дрейф Индонезии в антизападный лагерь, если, конечно, Пекин сможет смириться с потерей богатств шельфа острова Натуна, а Индонезия и Россия с удовольствием продадут Китаю необходимые ему объемы газа.