«Текущее инфляционное давление постепенно ослабевает, но остается высоким. Из-за сохраняющегося повышенного внутреннего спроса, превосходящего возможности расширения предложения, инфляция будет возвращаться к цели несколько медленнее, чем Банк России прогнозировал в феврале», — сказано в пресс-релизе регулятора.
Настроения в Банке России стали еще жестче: теперь там полагают, что период поддержания жестких денежно-кредитных условий в экономике должен быть более долгим, чтобы обеспечить дальнейшую стабилизацию инфляции вблизи таргета в 4%. Это выразилось в том, что прогноз средней ключевой ставки в 2024 и 2025 годах был повышен до 15–16 и 10–12% соответственно. Инфляция, в свою очередь, в нынешнем году ожидается на уровне 4,3–4,8%, а в следующем, обещают в ЦБ, вернется к заветному таргету.
Более того, не исключается и повышение ставки. В базовом прогнозном сценарии экономика со второго квартала перейдет к более сбалансированным темпам роста, что предполагает начало снижения ключевой ставки во втором полугодии, но есть варианты и более пессимистичные.
«Возможен и другой сценарий, который мы обсуждали в качестве альтернативного. В нем рост спроса на товары и услуги будет по-прежнему значительно превышать возможности расширения производства. Сигнализировать о таком перегреве станут быстрое расширение потребительской активности и кредитования, усиление жесткости рынка труда. Все это скажется на динамике инфляции, инфляционных ожиданиях, и в итоге, если процесс дезинфляции остановится, мы не исключаем повышения ключевой ставки», — подчеркнула глава ЦБ Эльвира Набиуллина, комментируя позицию регулятора.
Отдельно стоит упомянуть остающуюся высокой даже на фоне запретительной ключевой ставки кредитную активность. В ЦБ отмечают, что ее структура неоднородна: например, необеспеченное потребительское кредитование даже ускорилось, а вот ипотечное продолжает замедляться за счет рыночного сегмента. Корпоративное кредитование увеличилось в марте после умеренного роста в начале года: корпоративный портфель банковского сектора вырос на 1,8% после подъема на 0,6% в феврале. За кредитными деньгами в основном обращались транспортные, нефтегазовые и строительные компании.
Очевидно, спрос на кредиты практически по любым ставкам вызван активнейшей трансформацией отечественной экономики. Но ЦБ не связывает это с ростом производства: высокий спрос на кредиты, как считает регулятор, может быть связан с необходимостью уплачивать крупные налоги, в том числе налог на прибыль за 2023 год, НДД нефтегазовых компаний за 2023-й, а также НДС за четвертый квартал прошлого года.
Но все же регулятор признает: кредитование остается живым, поэтому он повысил прогноз темпов прироста корпоративного портфеля до 8–13 с 6-11%, а розничного — до 7–12 с 5–10%.
Как отмечается в отчете рейтингового агентства «Эксперт РА», в текущем году темпы роста кредитования малого и среднего бизнеса замедлятся, но по-прежнему останутся на высоком уровне: плюс 20% к его портфелю за 2023-й.