Это первые для холдинга активы на мясном рынке. «АФГ Националь» занимается селекцией, выращиванием и переработкой риса, на его долю приходится 20% отечественного рынка. Компания также один из ведущих в России производителей фасованных круп, а кроме того, выращивает сады. «Приобретение актива дает “АФГ Националь” дополнительную капитализацию. Теперь мы качественный производитель не только риса, но и говядины, потому что “Праймбиф” — это премиальный бренд высококачественной мраморной говядины», — цитирует ТАСС представителя «АФГ Националь».
ГК «Заречное» была первым российским производителем мраморной говядины в промышленных масштабах: компания в 2008 году завезла племенной скот породы ангус. Тогда же в Воронеже построили мясной кластер полного агроцикла: это выращивание кормовых культур, разведение и откорм скота, переработка мяса. В состав производственного комплекса в Воронежской области входят около 100 тыс. га земли, 105 тыс. голов скота, девять ферм для воспроизводства стада, фидлот на 70 тыс. голов, мясокомбинат мощностью 40 тыс. тонн готовой продукции в год и элеватор на 30 тыс. тонн единовременного хранения.
Исполнительный директор Национального союза производителей говядины Роман Костюк говорит, что изначально ГК «Заречное» планировала как основное направление продажу племенного скота фермерам для разведения. Но потом господдержка таких закупок снизилась, и племенной скот частично пошел на мясо. «Если ранее они продавали племенных телок по 200 тысяч рублей, то на мясо они потом пошли за 70–80 тысяч. Плюс у компании были большие инвестиционные затраты, возврат которых замедлился из-за падения цен, — говорит он. — Когда бизнес мясного скотоводства основной, это тяжело. Когда вспомогательный, он может приносить дополнительный доход».
Президент Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин полагает, что «Заречное» стало жертвой общей негативной ситуации в мясном скотоводстве. «Поголовье скота ежегодно снижается, поскольку нет возможности работать рентабельно на фоне нулевых импортных пошлин на говядину, — говорит он. — При этом почему-то у нас дорогая по себестоимости говядина относится к категории социально значимых товаров, и из-за этого госорганы ревниво регулируют цены». В целом импорт мясной продукции растет активно: в прошлом году в страну было ввезено 600 тыс. тонн, на 30% больше, чем в 2022-м.
На рынке мясной говядины «Заречное» занимает твердое второе место после лидера отрасли АПХ «Мираторг», у которого 50% этого рынка. Роман Костюк напоминает, что если у «Заречного» 25–30 тыс. голов маточного стада и 70 тыс. общего поголовья, то у «Мираторга» 900 тыс. голов скота, из которых 400 тыс. — маточные коровы (основные средства производства). При том что всего в России насчитывается маточного стада 1,2 млн голов при общем поголовье в три с лишним миллиона.
Впрочем, какова эффективность мясного скотоводства говядины у «Мираторга», неизвестно. Но в целом компания прибыльная, так как представляет собой диверсифицированный холдинг с полной технологической цепочкой: от производства кормов (компания — крупнейший латифундист: в ее портфеле 644 тыс. га земли) и просто растениеводческой продукции до розничной сети по продаже мяса и продукции быстрого питания. «Мираторг» имеет крупнейшее в мире поголовье крупного рогатого скота специализированной мясной породы блэк ангус на 94 фермах в Брянской, Калининградской, Смоленской, Калужской, Орловской и Тульской областях и в двух фидлотах: в Брянской и Орловской областях. Он же лидер по выпуску свинины, более прибыльной в производстве, чем говядина. Свиноводческий дивизион компании — это 28 автоматизированных свинокомплексов в Белгородской и Курской областях. «Мираторг» также имеет 20 птицефабрик в Брянской области. Кроме того, он обладает тремя крупнейшими в стране мясоперерабатывающими заводами по выпуску свинины, говядины и птицы и развивает собственную розницу: более 120 магазинов и 30 фирменных бургерных расположены в девяти регионах страны. Холдинг также производит баранину, выращивает овощи, а в прошлом году запустил сеть ресторанов быстрого питания «100». Согласно данным консолидированной отчетности по стандартам МСФО, активы группы «Мираторг» за полгода 2023-го оценивались в 512,8 млрд рублей, капитал — в 202,0 млрд, выручка составила 112,1 млрд, чистая прибыль — 13,4 млрд. «Бизнес компании “Мираторг” помимо многопрофильности выручает еще и активный экспорт, поэтому компании удается держаться на плаву, — говорит Сергей Юшин. — А развивать мононаправление “мясное скотоводство” очень тяжело, что и показывает пример “Заречного”».
В «АФГ Националь» пока не смогли ответить на вопрос «Монокля» о том, как они намерены сделать прибыльным бизнес «Заречного». «В самом деле, большая загадка — какая тут может быть синергия растениеводства и мясного скотоводства, — рассуждает директор ИКАР Дмитрий Рылько. — Активы “Националя” расположены на юге, далеко от Воронежской области, и кормить отходами растениеводства скот смысла нет, тем более что пастбищные поля недалеко от ферм у “Заречного” уже есть».