В первом квартале 2024 года ВВП России вырос на 5,4% в годовом выражении, сообщил Росстат. В квартальном измерении индекс ВВП растет последовательно с середины 2022 года. Российская экономика по состоянию на конец марта текущего года превысила предпандемийный уровень последнего квартала 2019-го на 4,8%. Превышена и отметка, достигнутая накануне начала СВО и разворачивания фронтальных экономических санкций против России (на 2,6%).
За неделю с 7 по 13 мая на потребительском рынке инфляция составила 0,17% и 7,91% в годовом выражении. Продовольствие подорожало за неделю всего на 0,09% — сказалось сезонное снижение цен на плоды и овощи. В сегменте непродовольственных товаров на отчетной неделе инфляция составила 0,23% на фоне изменения цен на отечественные автомобили. В секторе услуг темпы роста цен снизились до 0,28% на фоне замедления удорожания авиабилетов на внутренние рейсы.
Федеральный бюджет демонстрирует неровную динамику. После успешного марта, когда календарный всплеск ненефтегазовых доходов обеспечил месячный профицит в размере 835 млрд рублей, в апреле бюджетный баланс ушел в глубокий минус. Дефицит казны составил без малого 1,2 трлн рублей.
Главная причина — скачок расходов, составивших в прошлом месяце 4,15 трлн рублей. Это максимальная сумма расходов с начала СВО, если не принимать в расчет последние месяцы 2022 и 2023 годов, когда происходит календарный всплеск расходов в связи с закрытием финансирования бюджетополучателей. Всплеск расходов Минфин связывает «с оперативным заключением контрактов и авансированием финансирования по отдельным контрактуемым расходам».
Динамика доходов бюджета очень сильная, поступления значительно превышают прошлогодний график. Нефтегазовые доходы по итогам января‒апреля составили 4,16 трлн рублей, это в 1,8 раза больше, чем в первые четыре месяца 2023 года. Казну пополнил, в частности, налог на дополнительный доход. НДД нефтяники уплачивают четыре раза в год: в марте почти 600 млрд рублей было получено бюджетом по итогам прошлого года, а в апреле еще 450 млрд поступило за первый квартал. Ненефтегазовые доходы в январе‒апреле превысили 7,5 трлн рублей (64% всех доходов бюджета), показав годовой рост на 37%.
В итоге дефицит бюджета за январь‒апрель оценивается Минфином в 1,48 трлн рублей, или всего в 0,8% ВВП. Это вдвое меньше, чем за аналогичный период 2023 года. Согласно Закону о федеральном бюджете на 2024 год, дефицит казны запланирован в размере 1,595 трлн рублей, или 0,9% ВВП.
Профицит счета текущих операций в апреле составил 6,6 млрд долларов против 16,0 млрд в марте. Резкое сжатие сальдо обусловлено сокращением профицита торгового баланса из-за снижения экспорта после его высокого уровня в марте.
Важным позитивом февраля‒марта стало резкое расширение использования национальной валюты во внешнеторговых расчетах. За два месяца доля российского рубля в платежах за импорт выросла почти на 10 п. п., до 39,7%, а в экспортной выручке — более чем на 11 п. п., до 44,7%. Это максимальные уровни с начала специальной военной операции и фронтальной санкционной войны против России. Одновременно доля токсичных валют — доллара, евро и валют прочих недружественных государств — упала до минимума за всю историю наблюдений: 17,8% в расчетах за экспортные поставки и 25,3% в платежах за импорт. В последние месяцы рубль «отъел» рыночные доли в расчетах как у токсичных валют, так и у валют дружественных государств, прежде всего китайского юаня.
В марте кредитные ставки продолжили расти, за исключением средневзвешенной ставки по долгосрочным розничным кредитам (включающим в себя в том числе льготные ипотечные жилищные кредиты). Депозитные ставки изменились ограниченно, в пределах половины процентного пункта.