Литий находит применение в металлургии, фармацевтике, стекольной и керамической промышленности. Но все же основным источником роста спроса — и взрывного роста — на этот металл из верхней части таблицы Менделеева стало его широкое использование в литий-ионных аккумуляторах для автомобилей, электромобилей, электроники и бытовой техники.
По данным Геологической службы США (USGS), мировое производство лития в 2023 году составило 180 тыс. тонн (против 146 тыс. тонн годом ранее). Основными поставщиками этого металла на мировой рынок в 2023 году выступали Австралия (86 тыс. тонн), Чили (44 тыс. тонн) и Китай (33 тыс. тонн). Однако прогнозируемые запасы и ресурсы лития в ныне известных месторождениях, согласно данным той же USGS, могут достигать уже 105 млн тонн, и здесь лидирует Боливия с показателем в 23 млн тонн.
Потребность России в литии сегодня составляет порядка 2000 тонн в год. Потенциальное импортозамещение и развитие отечественного машиностроения, очевидно, резко увеличат эту цифру. Так, только выход на полную мощность строящейся гигафабрики «Росатома» в Калининграде (аккумуляторные батареи на 4 ГВт⋅ч в год) потребует дополнительно до 3200 тонн карбоната лития в год.
Однако собственной добычи лития в России в последние годы практически не велось: до 1997 года в Красноярском крае работал единственный в России рудник на территории Завитинского месторождения, но затем более целесообразным сочли вариант импорта лития. План, надежный, как швейцарские часы, дал сбой в 2022-м: Китай сам отчаянно нуждается в этом сырье, Аргентина и Чили прекратили поставки в Россию под давлением коллективного Запада, про Австралию нет смысла и говорить.
Сейчас в России перерабатывают купленный за рубежом концентрат. Металлический литий, в том числе для аккумуляторов, выпускает только Химико-металлургический завод в Красноярске.
В России ведутся работы по возрождению отечественной литиевой сырьевой базы.
Так, силами «Росатома» и «Норникеля» (совместное предприятие «Полярный литий») ведется геологическое исследование и разработка Колмозерского месторождения редких металлов в Мурманской области. В 2026 году здесь планируется начать промышленную добычу. К 2030 году Минэкономразвития России ожидает получать здесь до 45 тыс. тонн карбоната лития в год.
Еще один проект — «Арктический литий». Совместное предприятие работающей в Тульской области химической компании «Халмек Литиум» и Химико-металлургического завода при участии Всероссийского научно-исследовательского института минерального сырья им. Н. М. Федоровского и Гиредмета разрабатывает Полмостундровское месторождение, тоже в Мурманской области. План — выйти на производство 20 тыс. тонн карбоната лития в 2026 году.
Кроме того, Иркутская нефтяная компания (ИНК) еще в 2022 году создала дочернее предприятие «ИНК-Литий», которое планирует наладить на заводе под Усть-Кутом производство до 1000 тонн карбоната лития из рассолов Ярактинского нефтегазоконденсатного месторождения.
Но ограничивать свою сырьевую базу собственными границами не стоит. Таким образом, закрепление за собой крупных (потенциально крупнейших в мире) ресурсов лития в Боливии представляется разумным и актуальным шагом.