На Колыму по новому мосту

21 октября 2024, 00:00
№43

Россия приступила к строительству моста через реку Лену в Якутии. Мост с двумя полосами автомобильного движения планируется построить к 2028 году. Это будет вантовый мост с тремя пилонами и балочными эстакадами на подходах к нему.

Мост через Лену будет иметь для региона значительный мультипликативный эффект
Читайте Monocle.ru в

Высота центрального пилона составит 284,5 метра (после пуска он займет 11-е место в мире в рейтинге самых высоких мостов), длина основного моста — 2,49 тыс. метров. Общая протяженность трассы — 14,1 тыс. метров.

Такого рода проекты в условиях вечной мерзлоты в мире никогда не реализовывались. Мост увеличит связность регионов Дальнего Востока между собой и с Арктикой, соединит восточную и западную части Якутии, позволит существенно сократить логистические затраты на доставку продукции, повысит транспортную доступность для населения региона с 22 до 87% и, что важно, даст стимул к разработке месторождений полезных ископаемых в Якутии. Его запуск может оказать совокупный положительный эффект на рост ВРП республики в размере 3% ежегодно.

Мост соединит между собой три федеральные автодороги. Первая — «Колыма»: от поселка Нижний Бестях на правом берегу Лены вблизи Якутска до Магадана. Вторая — «Вилюй»: от Иркутска до Якутска, который находится на левом берегу Лены. И наконец, трасса «Лена», стартующая от федеральной автотрассы «Амур» (Чита — Хабаровск) в Сковородино (железнодорожная станция на Транссибирской магистрали) и идет до поселка Нижний Бестях, где находится конечная станция железнодорожной Амуро-Якутской магистрали.

Предполагается, что в первый год эксплуатации ежедневно по мосту будет проезжать почти 5,6 тыс. транспортных средств. По оценкам, грузопоток через реку вырастет до 6 млн тонн в год, пассажиропоток — до 8 млн человек.

Проектировщиком мостового перехода выступил институт Гипростроймост из Санкт-Петербурга. Среди реализованных им проектов два вантовых моста во Владивостоке: на остров Русский через пролив Босфор Восточный и Золотой мост через залив Золотой Рог.

Строительство моста ведется по концессионному соглашению. Частная концессионная инициатива была подана в правительство Якутии в 2019 году от имени Восьмой концессионной компании, которая входит в группу ВИС. Ее инициатива оказалась единственной, и по итогам конкурсных процедур она была признана победителем. Управляющей компанией Восьмой концессионной компании выступает Национальная инфраструктурная компания (НИК). На момент проведения конкурса доля группы ВИС в капитале управляющей компании составляла 66,6%. Остальное было у «дочки» «Ростеха» — компании «РТ-Развитие бизнеса». Отметим, что впоследствии «Ростех», очевидно, вышел из этого проекта: согласно данным «СПАРК-Интерфакс», с июня 2023 года единственный владелец НИК — группа ВИС; новости о Ленском мосте на официальном сайте «Ростеха» больше не появляются. В декабре 2020 года к проекту в качестве финансового партнера концессии присоединился Сбербанк. Он открыл кредитную линию на десять лет с лимитом до 25 млрд рублей. На момент подписания соглашения с ним сообщалось, что общий бюджет проекта на инвестиционной стадии оценивался в 83 млрд рублей, в дальнейшем не исключалось увеличение его стоимости.

Концессионное соглашение предполагает, что концессионер реализует проект на протяжении 25 лет, из которых шесть отведены на проектирование и строительство, а остальной срок — на эксплуатацию моста; в течение этого времени концессионер будет возвращать вложенные средства и зарабатывать прибыль. Какой именно механизм возврата инвестиций станут использовать, не сообщается. Это может быть и взимание платы за проезд, и прямые выплаты из бюджета в адрес концессионера.

Известно, что проезд легковых автомобилей по мосту будет бесплатным, плату установят только для грузовых автомобилей. Ее размер определят после ввода моста в эксплуатацию.

В январе этого года вице-премьер Марат Хуснуллин на совещании кабинета с Владимиром Путиным сообщил, что стоимость строительства составит около 130 млрд рублей. «Мы стоимость моста оптимизировали, договорились, что разделим эти [затраты] между регионом, Минфином и концессионером. Коллеги говорят, что они не уложатся в эти деньги, но, так как мы уже окончательно стоимость определили, пусть работают над оптимизацией. Напомню, что у нас началось с 220 миллиардов, а сейчас утвержденная стоимость порядка 130 миллиардов рублей на пять лет», — рассказал Марат Хуснуллин (цитата по сообщению ТАСС).

Планы соединить левый и правый берега Лены появились еще в 1980-х годах. Потребность в этом объясняется тем, что переправа через Лену невозможна пять-шесть месяцев в году, в периоды ледостава и ледохода. Предлагался проект строительства автомобильно-железнодорожного моста, что могло бы кратно увеличить объем перевозки грузов. Однако в итоге в 2013 году был объявлен конкурс на право заключить концессионное соглашение на строительство и эксплуатацию автомобильного моста. Итоги подвели в 2014-м, однако победитель концессию не подписал, поскольку деньги, которые федеральный бюджет предполагал выделить на возведение моста, понадобились для развития вошедшего в состав России Крыма, в частности для строительства Крымского моста.

Тем нее менее идея Ленского моста отринута не была. В 2019 году Минэкономразвития России выдало положительное заключение об экономической целесообразности его строительства. Как сообщалось, социально-экономический эффект от реализации проекта превзойдет инвестиции в 1,6 раза.