Не дожидаясь результатов расследования, турецкие власти объявили виновниками теракта Рабочую партию Курдистана — военно-политическую организацию, ведущую вооруженную борьбу за создание либо курдской автономии на территории Турции, либо независимого государства. А турецкая армия начала наносить воздушные удары по базам курдских военных формирований в Ираке и Сирии. Анкара давно воюет с иракскими и сирийскими курдами, полагая, что если те добьются создания независимого государства на территории Сирии и Ирака, то возникнет угроза дестабилизации юго-востока Турции — мест компактного проживания турецких курдов.
Кроме того, турецкие спецслужбы резко активизировали операции по поиску боевиков курдских организаций на своей территории. В результате был обнаружен один из представителей боевого крыла Рабочей партии Курдистана Рамазан Акташа, входивший в турецкий список самых разыскиваемых террористов.
А через два дня после теракта боевое крыло Рабочей партии Курдистана взяло на себя ответственность за нападение на Turkish Aerospace Industries. Это предприятие не случайно было выбрано для атаки: оно производит современную военную продукцию — в частности, с ее помощью турецкая армия наносит воздушные удары по курдам в Сирии и Ираке. На предприятии производят оборудование для модернизации устаревших американских истребителей F-16 и планируется производить KAAN — турецкий истребитель пятого поколения, все еще проходящий испытания.
В 2019 году Анкара предприняла отчаянную попытку добиться от США разрешения на продажу ей современного истребителя F-35. Президент Турции Реджеп Эрдоган во время посещения авиасалона МАКС-2019, где ему были представлены российские истребители Су-35 и Су-57, пригрозил США купить российские самолеты, если американцы не продадут ему F-35. Вашингтон ответил отказом, однако Эрдоган не стал заключать контракт с Россией на поставку истребителей (но купил четыре дивизиона наших систем ПВО С-400 «Триумф»). А на время разработки KAAN он решил сделать ставку на приобретение и последующую модернизацию F-16.
Однако быстро выяснилось, что США так обиделись на Турцию из-за С-400, что не захотели поставлять ей даже старые F-16.
Затем США пришлось обратиться к Эрдогану с просьбой одобрить прием Швеции в НАТО, взамен одобрив контракт стоимостью в 23 млрд долларов на поставку Турции 40 новых истребителей F-16 и разрешив модернизацию 79 F-16, имевшихся в турецкой армии. А чтобы Анкара сильно не радовалась, в тот же день Вашингтон объявил о сделке на поставку Греции (с которой у Турции очень натянутые отношения) 40 истребителей F-35 на сумму 8,6 млрд долларов.
А в июне этого года Bloomberg со ссылкой на свои источники сообщил, что Эрдоган решил переиграть авиационную сделку с американцами, существенно сократив сумму контракта.
В общем, трудно сказать, кого больше раздражало любимое аэрокосмическое детище Эрдогана Turkish Aerospace Industries — курдов или американцев, а может быть, в одинаковой степени обоих. Кроме того, Анкара прекрасно помнит, что США после начала гражданских войн в Ираке и Сирии постоянно поддерживали курдов, снабжая их оружием и военными советниками.
Время нанесения удара по Turkish Aerospace Industries тоже было выбрано не случайно: в этот день Реджеп Эрдоган присутствовал на саммите БРИКС в Казани. А за день до теракта в Турции начала свою работу международная выставка оборонной, авиационной и космической промышленности SAHA Expo 2024.
А самое главное, Эрдоган явно пытался реализовать план нормализации отношений с турецкими курдами, стремясь выйти из тупика бесконечного силового противостояния с их боевой организацией. Турецкие политики из пропрезидентского лагеря начали обсуждать идею примирения с курдами и возможного помилования их лидера Абдаллы Оджалана (он сидит в тюрьме уже четверть века) в обмен на его обязательство прекратить войну с центральными властями. После теракта и ответных действий турецких властей возможность примирения с боевым крылом курдов явно надолго утрачена.