Жизнь как путешествие со своим домом

Алексей Щукин
специальный корреспондент «Монокль»
11 ноября 2024, 06:00
№46

Десять лет назад предприниматель Андрей Алисов запустил революционный строительный стартап «СкороДа» по выпуску мобильных и автономных домов. Инновация была прорывной, но рынок оказался не готов. После многочисленных экспериментов компания решила выйти с новым продуктом — и выиграла

предоставлено компанией «СкороДа»
Рынок модульных домов за три года вырос в России в несколько раз
Читайте Monocle.ru в

«Мы путешествовали по Оке и ночевали в палатке напротив красивейшего места: высокий берег, сосны, песок. Я размечтался: “Вот бы в этом месте поставить дом и с комфортом пожить, а потом переехать с домом в новое место”. Однако жена, как женщина практичная, привела массу аргументов, убеждая меня, что это невозможно — прежде всего из-за отсутствия коммуникаций. Я стал спорить, ведь технологии для автономной и комфортной жизни в мобильном доме давно есть. Возможно, последние десять лет моего бизнеса — продолжение того спора с женой», — шутит основатель компании «СкороДа» Андрей Алисов.

«Строительный стартап» звучит как оксюморон. Строительная сфера по ряду причин является одним из самых антиинновацинных секторов экономики. Однако предприниматель поставил перед собой весьма амбициозную цель: перепридумать, что такое коттедж, наделив его рядом новых свойств. Андрей Алисов одним из первых в России стал выпускать модульные дома — коттеджи, произведенные в заводских условиях. В них можно жить буквально через день-два после доставки на участок. Модульные дома могут приходить заказчику уже с отделкой, инженерными коммуникациями, установленной сантехникой.

Просто делать дома бизнесмену всегда казалось недостаточным. Он мечтал об автономных коттеджах — с запасом энергии, тепла, воды. Такие дома можно ставить на участках, где нет коммуникаций. А еще они должны быть мобильными, чтобы их можно было регулярно перевозить с места на место. Если такие автономные мобильные коттеджи сделать доступными по цене, это в корне изменит не только строительную отрасль, но и принципы расселения. Независимость от центральных коммуникаций невероятно расширяет ареал проживания — в комфортном доме можно жить едва ли не в любой точке страны.

«Дом — это самая большая инвестиция в жизни. И это продукт, который входит в самое длительное и глубокое соприкосновение с заказчиком. С зубной щеткой ты контактируешь пару минут в день, с домом — много-много часов. Он оказывает на человека сильное воздействие. Если идею любого бизнеса излагать с позиции “я хочу сделать мир лучше”, то со стройкой вряд ли что-то сравнится. Строительство — это предельная степень эффективности улучшения мира, — расшифровывает смыслы своей работы основатель компании “СкороДа”. — Ну и важно найти продукт, который будет продаваться массово. Если продажи единичны, значит, он не решает проблемы людей».

Автономный коттедж с завода

Андрей Алисов окончил МИФИ, а затем работал в престижном Институте космических исследований (ИКИ) — с помощью нейтронного телескопа искал источники гамма-всплесков во Вселенной, участвовал в поисках воды на Марсе. В конце 1990-х годов Алисов ушел в производство, где занимал руководящие должности. Рассказ о бэкграунде предпринимателя в данном случае очень важен: физик и инженер по образованию, он сумел поставить вопрос о строительстве домов нестандартным образом — объединить сразу несколько новаторских идей, которые вместе смогут обеспечить совершенно иную стройку, продукт с необычными качествами.

Главная идея — производство загородных домов в заводских условиях. Или, как сейчас модно говорить, переход на префаб-технологии (от английского prefabricated — «заводской»). Префаб обладает целым рядом преимуществ. Во-первых, резко сокращается срок строительства: если частный дом строится и отделывается годами, то сборка из готовых элементов позволяет сократить процесс до нескольких недель. «СкороДа» довела этот параметр до предела: компания выпускает модульные дома, привозя их на стройплощадку уже готовыми к проживанию — с крышей, окнами, фасадом и интерьером, коммуникациями, установленной сантехникой, иногда даже с мебелью. В результате установка коттеджа на участке занимает пару дней.

Другое преимущество префаб-домов — высокое качество. Когда работа ведется в цеху, а не на открытом воздухе, обеспечить соблюдение технологий намного легче.

Вопрос сборки домов из изготовленных на заводе деталей сейчас приобретает особую актуальность в связи с дефицитом рабочих рук. Для префаб-стройки рабочих нужно на порядок меньше. Интересно, что в Советском Союзе префаб-технологии были хорошо развиты — тогда это называлось блочным и панельным домостроением. Его недостатки — в частности, зацикленность на определенных фасадных и планировочных решениях — на данном этапе легко исправляется. Малоэтажных префаб-домов в СССР почти не было. Но в последние годы в России наблюдается бум малоэтажного модульного строительства, уже появились десятки компаний — правда, пока с небольшими объемами выпуска. «Рынок модульных мобильных домов появился в середине 2010-х. Одним из главных его энтузиастов и был Андрей Алисов. Он много занимался НИОКР, продвигал новую тему, был открыт для коллег. На примере своей компании показал, что мобильные модули — реальный продукт. Мне кажется, половина бизнесменов, выпускающих сегодня модули, были вдохновлены Андреем», — говорит основатель ассоциации «Гринстрой» Дмитрий Березуцкий.

Вторая идея, которую Алисов положил в основу своего подхода при проектировании и строительстве домов, — мобильность. Дом «СкороДа» можно перевозить и устанавливать на новом месте определенное количество раз. Уже есть проекты, когда коттеджи летом «работали» в качестве гостиничных номеров на Алтае, а на зиму перевозились на новое место — на горнолыжный курорт.

Третья идея — высокий уровень комфорта при ограниченном размере жилой ячейки. Этот пункт также связан с бэкграундом Алисова: он яхтсмен. «Для яхт вопросы эргономики крайне важны: каждый сантиметр должен работать. Комфорт — это в первую очередь количество функций, которые можно реализовать в данном пространстве. Например, спать, готовить еду, заниматься спортом, работать. Поэтому мне даже немного обидно, когда спрашивают, сколько стоит квадратный метр вашего дома. Это совсем другие по насыщенности метры!» — рассказывает предприниматель.

И наконец, последняя идея, которую Алисов постарался «упаковать» в свой дом, — автономность. Это прорывная инновация более чем российского масштаба. «В начале 2010-х у меня случился инсайт. Я вдруг понял, что уже наработан пакет технических решений, позволяющих сделать дома автономными. Можно создать комфортный автономный коттедж, который не надо подсоединять к внешним инженерным сетям: воде, электричеству, газу, теплу», — вспоминает основатель компании «СкороДа».

При такой постановке задачи проектирование и строительство домов становится сложной многомерной параметрической моделью, где сдвиг по одной координате влечет за собой изменение всех остальных. При стандартной стройке основных факторов три: цена, качество и сроки. Строители утверждают, что решить задачку для всех трех координат невозможно: «Цена, качество, сроки — выбирайте два любых, о третьем забудьте». В случае «СкороДа» к привычной триаде добавились еще мобильность, эргономичность и автономность, что резко усложнило задачу. «Со времени участия в космических программах в ИКИ перед мной не стояло таких сложных инженерных и производственных задач, как при создании качественного модульного дома», — вспоминает Андрей Алисов.

Все следующие годы компания занималась исследованиями, проектировала и строила дома, каждый раз пытаясь найти компромисс между всеми факторами. И одновременно экспериментировала с сотнями материалов и систем, чтобы обеспечить качество при адекватных ценах. В качестве примера можно привести эволюцию подхода к каркасу дома: сначала «СкороДа» использовала металлические каркасы, потом перешла на стандартные деревянные, а сейчас изготавливает их на основе LVL-бруса (Laminated Veneer Lumber) из тонкого клееного шпона. «Металл не идеальный строительный материал. Он тяжелый, иногда очень дорогой, к тому же является мостиком холода. Стоимость LVL-бруса выше, чем у обычной древесины, зато он в два раза лучше по конструкционным качествам. В частности, у него высокая стабильность относительно колебаний влажности, — объясняет предприниматель. — В чем проблема коттеджа на обычном деревянном каркасе? В “каркаснике” используется масса пленок: пароизоляция, ветроизоляция. Но вот деревяшки каркаса чуть расширились или сжались, и их чуть крутануло. Даже если пленки были очень хорошо проклеены, сдвиг на пять миллиметров существенен: пленка натянулась или треснула, образовалась щель. В нее начинает проходить воздух. Холодный воздух не страшен, а вот теплый, который идет из дома, опасен. Где-то в глубине стены он начинает остывать, доходит до точки росы и отдает влагу. Утеплитель около этого места намокает, потом влажное пятно расширяется, точка росы сдвигается ближе к дому. Создаются оптимальные условия для развития грибка, и деревянный каркас начинает чернеть, деградировать».

В поисках продукта

Неудивительно, что при такой сложности задачи первая версия дома не «взлетела». В компании настолько увлеклись решением инженерных задач, одновременным обеспечением мобильности, автономности и комфорта, что итоговая цена оказалась слишком высокой. «Сначала мы решили, что закроем глаза на вопрос стоимости и скорости производства. Мы, как лососи, упорно плыли против течения, преодолевая разные препятствия. Сделали дом площадью 60 квадратных метров. Максимально комфортный, максимально удобный. С дорогими фасадами, австрийскими окнами и прочим. Показали потенциальным заказчикам. Многим нравилось, но их пугала цена. Некоторых клиентов цена устраивала, но у них уже имелись дома или они не видели в таком решении смысла, — рассказывает Андрей Алисов. — Конечно, можно было продавить рынок и продавать некоторое количество домов в год. Но это не наш путь».

Первая версия дома «СкороДа» в 2016 году стоила 8,5 млн рублей. Надо отметить, что сегмент строительства коттеджей очень своеобразен. На нем нет крупных компаний, нет серьезных брендов. Например, один из лидеров рынка, компания GoodWood, возводит не более 360 домов в год. Но есть и огромный рынок массового строительства — «алый океан» с очень высокой конкуренцией. Там, в частности, множество бригад и частников, которые не платят налоги и строят недолговечные здания. Даже производители с достаточно большими заводами и оборотами не могут конкурировать с ними по цене. Так что высокая стоимость домов «СкороДа» объяснима: производитель не хотел демпинговать, снижая качество и долговечность своего продукта.

Параллельно «СкороДа» разработала и выпустила блок автономности, позволявший строиться в местах, где нет инфраструктуры. В нем было установлено несколько накопительных баков для воды и канализации на 4,5 тонны, рампа газовых баллонов, генератор электричества, аккумуляторы, газовый котел и другие элементы — владельцу оставалось лишь периодически менять газовые баллоны, доливать воду и откачивать канализацию. Слабым местом такого подхода оказался контроль инженерных систем: как понять, что пора менять баллоны или доливать воду? Для решения этой инженерной задачи в «СкороДа» придумали систему дистанционного мониторинга инженерных систем, спроектировали платы, разработали контроллеры. Головная боль заказчика снималась полностью: данные по всем инженерным системам можно было увидеть на дисплее.

«Но, побывав на Алтае, где были установлены наши автономные модульные дома, я с удивлением увидел, что заказчики все равно старались подключить их к центральным инженерным системам воды, газа и электричества. И тогда мы окончательно поняли: идея автономного дома очень вдохновляющая, но по факту еще мало востребована. Со временем это изменится, но пока мы решили взять паузу с продвижением именно автономных решений», — говорит Андрей Алисов.

Это, впрочем, не помешало компании производить автономные мобильные дома для конкретных заказчиков. Например, люксовый автономный вариант на колесной платформе. Кроме стандартного инфраструктурного набора в него были добавлены солнечные батареи, тепловые насосы «воздух-воздух», так что дом мог сам производить энергию. За гибрид коттеджа и автодома покупатель заплатил 14 млн рублей.

В 2019 году «СкороДа» выпустила модель X25 площадью 25 квадратных метров и ценой 2,9 млн рублей. Недорогой дом стал пользоваться спросом, но уже в следующем году из-за пандемии COVID-19 цена на стройматериалы взлетела. Стоимость дома увеличилась на миллион, и воронка продаж обрушилась.

Параллельно компания разработала и выпустила ряд нишевых продуктов. Например, небольшой домик для рыбаков, который можно было присоединить к джипу и привезти на водоем. Он стоил порядка миллиона рублей. Или сантехнический модуль за 500 тыс., который легко ставился в дома-куполы в глемпингах. Эти модели имели разовые продажи, но массового спроса не было.

Наконец после многих лет поисков «СкороДа» нашла свой продукт. Для этого компании пришлось перейти с B2C-рынка частных коттеджей в сегмент B2B — начать выпускать гостиничные номера для владельцев отелей. Гостиничная сфера сегодня на подъеме: после начала СВО число выездов за границу резко сократилось, зато вырос внутренний туризм. Плюс заработало несколько госпрограмм поддержки гостиничного строительства. «С 2022 года государство субсидирует строительство быстровозводимых модульных гостиниц. Для регионов с высоким туристическим потенциалом это возможность в кратчайшие сроки увеличить номерной фонд», — расссказывает руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate Екатерина Ногай.

«Сейчас есть два десятка проверенных производителей модулей. Они сильно загружены, у некоторых заказы уже на два года вперед. Предложение на порядок ниже спроса. Сам рынок за пару лет вырос процентов на пятьсот», — добавляет Дмитрий Березуцкий.

Очень востребован и новый продукт «СкороДа». Для гостиничного сектора компания создала модуль площадью 19 квадратных метров, по качеству отделки соответствующий четырехзвездочному отелю. «Мы туда все модные штуки прикрутили: парящие потолки и теневые плинтуса с подсветкой, двери скрытого монтажа, заказную мебель. Модули можно ставить отдельно, а можно объединить в двухэтажную гостиницу. Цена в полной сборке — 3,2 миллиона рублей, — рассказывает Андрей Алисов. — Для меня это идеальный гостиничный номер. Недавно заказчик забирал свои модули и сказал: “У меня нет замечаний и претензий. На прошлой неделе я жил с семьей в “Хилтоне”, этот номер того же уровня”».

Выход на индустриальный режим

До этого года «СкороДа» фактически жила в режиме лаборатории: специалисты перебирали разные системы и материалы, проектировали новые модели, выпускали единичные дома и тестировали их. В сумме за 2017–2023 годы компания построила порядка 25 различных коттеджей. Найденный продукт сделал 2024 год поворотным: будет произведено 30 домов. На следующий год есть заказы более чем на 100 модулей — это 400 млн рублей. Сейчас компания переезжает на новую производственную площадку, где сможет делать до 16 модулей в месяц.

«Наш следующий этап развития связан с производством. Опять надо решать нерешаемую задачу: совместить высокое качество, низкоквалифицированный труд, которого много, и быстрый темп выпуска, — говорит Андрей Алисов. — У большинства “модульщиков” технология завязана на мастера — человека, который не умеет делать плохо. Но в идеале нужно отладить процесс так, чтобы можно было пригласить 40 белок на производство и обучить их за один день. Чтобы операции были самые простые и рабочие не ошибались. Возможно, в ближайшем будущем производство изменят очки дополненной реальности вкупе с нейросетями. Тогда нейросеть сама будет диктовать новичку: “Возьми этот кирпич, положи его сюда”».

Перейти из стартапа, занимающегося инжинирингом, на уровень производственной компании «СкороДа» смогла без малейшей помощи государства. Удивительно, но системы грантов, поддерживающих инновации в области строительства, не существует. При этом в США сегмент модульных домов развивается стремительно, есть по меньшей мере несколько десятков быстрорастущих стартапов. Например, Boxabl: эта компания выпускает интересные дома, которые «сворачиваются» для перевозки, — их активно рекламировал как свое жилье Илон Маск. «Мне несколько раз знакомые предлагали переехать в США. Там стартап типа нашего без проблем может привлечь венчурное финансирование. Но мне это неинтересно: хочу строить в России», — отмахивается Андрей Алисов.

Даже выведя свою компанию на уровень индустриальной, бизнесмен продолжает фонтанировать идеями. Одна из них — кастомизация модульных коттеджей. Проблема в том, что покупатели хотят получить индивидуальные дома, а модули при всех их плюсах обладают серьезным ограничением по габаритам, обусловленным правилами перевозки таких грузов. Модели шириной до 2,5 метра можно перевозить свободно, до 3,5 метра — со специальным разрешением. А если модуль шире, необходимо сопровождение машины ДПС. Последнее могут себе позволить только очень мощные строительные компании: например, «Монарх» выпускает модули для многоэтажных домов площадью более 110 «квадратов» и шириной 6,5 метра. Их транспортировка возможна только ночью, с перекрытием улиц.

Идея Андрея Алисова заключается в том, чтобы объединить модульное строительство с панельным префабом. Дом площадью, например, 120 «квадратов» концептуально будет выглядеть как Международная космическая станция: центральная часть плюс набор пристыкованных модулей. Модули — инженерно насыщенные элементы, они поставляются на стройку готовыми. А центральная часть, которая представляет собой гостиную с атриумом, не имеет особых коммуникаций — она из привезенных элементов собирается на стройплощадке. За счет такой комбинации обеспечивается широкая палитра вариантов: можно выбрать разные модули и спроектировать гостиную «под себя». Применение модулей и панелей позволяет сохранить главное достоинство префаба — скорость строительства. Дом площадью более 100 квадратных метров, по расчетам «СкороДа», можно будет установить за три-четыре недели. Такой продукт позволит компании вернуться в сегмент строительства индивидуальных коттеджей.

В какой-то степени у «СкороДа» получится не европейское домовладение (дом и участок вокруг него), а азиатское (двор, а вокруг него постройки). В России малоактуальный из-за климата открытый двор превращается в застекленную гостиную с атриумом. А сам дом получается растущим: к нему можно по мере необходимости «пристегивать» новые модули. Интересно, что несколько десятков лет назад идею растущего модульного дома реализовала японская Toyota Housing. Японский автоконцерн стал выпускать отдельные модули кухонь, гостиных, спален, причем их легко было поменять при изменении состава семьи или карьерном взлете. Но японцы остались в рамках модульного подхода, не объединяя его с панельным.

Другая идея Алисова — формирование разных станов, поселений по интересам на основе модульных домов. В юности, взяв модуль в аренду или купив в ипотеку, можно пожить в молодежном стане. В более взрослом возрасте — нарастить коттедж за счет новых модулей и переехать в стан с коворкингом в экологически чистой местности, чтобы дети росли на природе. Или просто менять места, путешествуя со своим домом. Сам стан — это участок площадью, например, два-четыре гектара, где все подготовлено для хостинга модульных домов и есть общая инфраструктура: спортзал, гостевые дома и т. д. Вокруг поселения может формироваться система из бизнес-игроков: лендлорд, поставщики модулей, управляющая компания. «Потенциал рынка мобильных модульных домов вырос бы на порядок, если бы в России появились парки таких домов, как в США и Европе. Обычно в парках есть общая зона (кафе, прачечная, душ) и территория, где стоят модульные коттеджи и могут парковаться автодома», — рассказывает Дмитрий Березуцкий.

Ну и еще «СкороДа» ждет внедрения транспортных дронов. Как только рой беспилотников, управляемый ИИ, научится сам переносить жилой модуль, в истории городов начнется новая эпоха. «Сейчас система расселения представляет собой морскую звезду: люди живут вокруг дорог. Как только человечеству станет доступна среда между этими дорогами, оно скачкообразно переместится из мира с размерностью 1,5D в полноценное двумерное пространство. Мы будем независимыми от дорог, — мечтает Андрей Алисов. — Сегодня это кажется фантазией, но посмотрите, как быстро идет эволюция военных дронов. Когда боевые действия закончатся, неизбежно произойдет масштабная конверсия этих технологий, потому что в них вложены огромные деньги. Такое уже не раз бывало с военными разработками, с тем же интернетом, который создавался как распределенная сеть, устойчивая к ядерному удару. И тогда в какой-то момент мы сможем через “Яндекс Такси” заказать доставку нашего модуля по воздуху в ту точку, которую выберем, — на Волгу или на Алтай». Именно в этот момент вновь станут актуальными все наработки «СкороДа» по автономным домам.