АвтоВАЗ закончил ушедший год с красивой цифрой: 525 525 выпущенных автомобилей Lada — на 40% больше, чем в 2023 году, и рекордный показатель за последние десять лет. Об этом на официальной пресс-конференции заявил президент компании Максим Соколов. «Это был год, когда наша команда окрепла, мы смогли восстановить производство нашего модельного ряда, начали его обновлять», — заявил топ-менеджер.
Высокие показатели тольяттинского предприятия в 2024 году стали продолжением восходящего тренда 2023 года. Ранее выпуск автомобилей на АвтоВАЗе рухнул почти вдвое — с 391 тыс. единиц в 2021 году до 208 тыс. в 2022-м. Но затем компания смогла нарастить производство и в прошлом году, сохранив разгонную динамику, уверенно прошла полумиллионную отметку (см. график 1). Впрочем, с конвейера АвтоВАЗа и в 2014, 2017 и 2018 годах сходило более полумиллиона автомобилей, но с учетом выпуска машин других брендов (Renault, Nissan, Datsun), а сейчас рекорд принадлежит исключительно марке Lada.
Сразу после начала СВО ведущий российский автопроизводитель оказался в сложном положении. Попав в санкционные списки, АвтоВАЗ в одночасье лишился поставок компонентов из недружественных стран. На пресс-конференции был продемонстрирован слайд, согласно которому в мае 2022 года даже у такой массовой отечественной модели, как Lada Granta, было почти 20% импортных деталей. Зависимость марки Lada Vesta от зарубежных комплектующих составляла 25%, Lada Largus — почти 50%.
Но за два года АвтоВАЗ сумел найти альтернативных поставщиков, в основном китайских и российских. Руководство утверждает, что уровень локализации автомобилей Lada сейчас в среднем составляет 95%. «Мы достигли технологического суверенитета. Даже если нажмут кнопку отключения зарубежных поставок, завод сможет по-прежнему производить автомобили», — заявил Максим Соколов.
При этом эксперты признают, что с изменением схем поставок качество выпускаемых в Тольятти машин не снизилось. Да, у наблюдателей и клиентов иногда возникают претензии к работе новых машин, но сбои не носят массового характера и обычно оперативно устраняются производителем или официальными дилерами.
Три главные модели
Но даже при такой динамике роста положение АвтоВАЗа можно назвать шатким. Основная проблема предприятия заключается в том, что ему приходится осваивать рынок с помощью ограниченного модельного ряда. Потребителю, по сути, предлагаются всего три модели Lada. И это очень мало: например, китайские бренды для освоения российского рынка обычно формируют линейку из 10–15 моделей.
Самая массовая из представленных сейчас на рынке машин Lada — устаревшая Granta, которая по итогам прошлого года разошлась тиражом 205,6 тыс. экземпляров, привлекая покупателей прежде всего доступной ценой. Вторая модель, Lada Vesta, уже более современная и вместительная, но и более дорогая; ее продажи составили 123,4 тыс. Третьим наиболее востребованным продуктом компании стали машины семейства Niva, их в 2024 году купили 100,8 тыс. Половина из этого числа (49,5 тыс.) — модель Niva Legend, которая выпускается без принципиальных изменений вот уже полвека. Вторая половина (51,3 тыс.) — Niva Travel, тоже весьма немолодое наследие былого сотрудничества с американской General Motors: машина представляет собой перелицованную копию автомобиля Chevrolet Niva, выведенного на рынок 23 года назад. В арсенале тольяттинского завода есть еще компактвэн Lada Largus, запущенный в производство в 2012 году при участии концерна Renault. Но продажи этой модели пока погоды не делают: в прошлом году было раскуплено всего 22,2 тыс. штук.
В итоге АвтоВАЗ сумел в 2024 году занять 27% отечественного автомобильного рынка. В разрезе последнего десятилетия это неплохой результат: например, в 2013-м и 2014-м компания удерживала только 16% рынка. Но все же доля предприятия впервые за последние годы снизилась (см. график 2). На пресс-конференции руководство компании объяснило такое сокращение бурным ростом российского рынка, которое оказалось неожиданным для волжского предприятия.
Рост вопреки ожиданиям
По словам Максима Соколова, в начале прошлого года руководство АвтоВАЗа не предполагало, что отрасль сможет показать значимую динамику. Действительно, большинство участников рынка и наблюдателей сходились на том, что продажи новых авто в РФ в 2024 году в лучшем случае смогут повторить показатели 2023 года, ну или незначительно подрастут. Но реальный спрос взлетел в полтора раза. По данным «Автостата», в прошлом году в России было куплено 1,57 млн новых машин, что на 48% процентов выше показателей 2023 года и является лучим результатом за последние пять лет (см. график 3). Во многом такой набор скорости связан с ожиданием подорожания автомобилей — слухи о грядущем росте цен ходили весь год.
И действительно, в октябре регулятор ввел утилизационный сбор с прогрессивной шкалой на импортируемые модели, который будет повышаться как минимум в течение ближайших пяти лет. Так, если с 1 октября 2024 года утильсбор для самых распространенных на авторынке новых машин с объемом мотора до двух литров составлял 556 тыс. рублей, то с начала 2025-го он увеличился до 667 тыс. А к 2030-му за ввезенную из-за границы машину импортеру придется заплатить внушительные 1,174 млн. Автомобили помощнее и вовсе облагаются почти запретительными пошлинами. На модели с двигателем объемом два-три литра утильсбор в конце прошлого года составил 1,562 млн рублей. С января его подняли до 1,875 млн, а к 2030 году платеж взлетит до 3,295 млн.
Цель таких действий регулятора — стимулирование зарубежных компаний, прежде всего китайских, создавать производства на территории РФ. Однако они не спешат строить в России новые заводы, предпочитая распродавать склады, а затем плавно повышать цены. Впрочем, под давлением растущего утильсбора ввозить автомобили из-за границы будет все менее выгодно, так что рано или поздно мы станем свидетелями запуска новых предприятий — китайские представительства уже начинают заговаривать об этом.
В ситуации, когда иностранные производства в стране еще не заработали, а импорт дорожает, АвтоВАЗ оказался в выгодной позиции. Но когда конъюнктура изменится — а это может произойти достаточно скоро — и на авторынке появится больше доступных локализованных китайских машин, отечественному автогиганту будет непросто.
Например, к позициям АвтоВАЗа все ближе подбирается китайская Haval, которая еще до СВО построила под Тулой свой завод и сейчас занимает второе место на российском авторынке. По итогам прошлого года марка реализовала в РФ 190,6 тыс. единиц продукции. Да, это вполовину меньше, чем показатели «Лады», зато динамика роста у Haval вдвое больше: за год она смогла поднять объемы реализации на 70 с лишним процентов. Аналогичные темпы демонстрируют и другие китайские компании: например, марка Geely за последний год увеличила свои продажи в РФ на 60%, Changan — на 122%, а Belgee — почти в три раза (см. таблицу).
Медленное обновление
В отношении развития авторынка в 2025 году его участники настроены скептически. И для этого есть основания: из-за продолжающегося роста цен в последние месяцы продажи новых авто в стране заметно сбавили темп: так, в декабре было реализовано 123 тыс. штук, а в ноябре — 121 тыс., при том что в середине года реализация уверенно держалась на уровне 150 тыс. Судя по всему, ослабленный спрос на новые модели нас ждет и в первые месяцы 2025 года.
Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в лице его председателя Алексея Калицева на днях заявил о вероятном сокращении авторынка в 2025 году на 15% — до 1,4 млн штук. На АвтоВАЗе дают тот же прогноз. По словам Максима Соколова, в нынешнем году спрос на новые машины может ужаться до 1,3 млн, в лучшем случае он сохранится на прошлогоднем уровне. Поэтому производственный план предприятия на 2025 год — те же 500 тыс. единиц.
В условиях торможения рынка и обострения конкуренции со стороны китайских предприятий АвтоВАЗу особенно необходимо развитие модельного ряда. Работа в этом направлении ведется. В прошлом году компания уже представила Lada Aura, близится выход новой Lada Iskra. Увы, прорывными эти модели назвать нельзя. Aura представляет собой удлиненную версию Vesta. Что касается Iskra, это, безусловно, интересная машина, но она придет на смену устаревшей Granta и должна просто перетянуть на себя ее поклонников.
Прорывным проектом мог бы стать новый кроссовер: именно этот тип машин в последние годы пользуется спросом на российском рынке — на него приходится до 70% продаж всех новых автомобилей. А позиции АвтоВАЗа в данном сегменте откровенно слабы. Однако Максим Соколов на пресс-конференции объявил, что мировая премьера кроссовера Lada состоится уже в июне на Петербургском международном экономическом форуме. Это будет модель размерного класса B+, созданная на платформе нынешней Vesta.
Пока публике не представлен даже прототип этой новинки. Скорее всего, в реальное производство машина пойдет не раньше весны 2026 года, а до покупателей доберется летом. Кстати, по такому же таймингу двигается выпуск Iskra (покрывало с этой модели также было сдернуто на ПМЭФ летом 2024 года, однако с конвейера она начнет сходить только в марте, а в продаже появится ориентировочно в июне). Получается, что потенциальным покупателям нового российского кроссовера Lada придется ждать еще полтора года, а за это время на авторынке многое может измениться.
Конкурентный потенциал
Еще одно важное направление в усилении конкурентных преимуществ АвтоВАЗа связано с выпуском ключевых автокомпонентов. Так, в 2025 году предприятие обещает начать выпуск нового мотора с рабочим объемом 1,8 литра. В текущем месяце в Тольятти стартует производство механической шестиступенчатой коробки передач, которую будут устанавливать на Vesta. А вот своя автоматическая коробка компанией пока не анонсирована — сейчас предприятие закупает этот агрегат у китайского партнера, и отсутствие АКП можно назвать слабым звеном в цепочке.
«Ладе» срочно нужен новый кроссовер, но его премьера запланирована только на июнь текущего года, и пройдет в лучшем случае еще год, прежде чем эта модель доберется до покупателя. За это время ситуация на рынке может измениться не в пользу АвтоВАЗа
В развитии модельного ряда АвтоВАЗ делает ставку на инженерные ресурсы. После ухода альянса Renault‒Nissan, который откровенно принижал роль российских разработчиков, волжский завод стал развивать собственные НИОКР, открыл в Тольятти несколько инженерных школ. В ближайшее время помощь может прийти и со стороны государства: в конце прошлого года появилась информация, что власти планируют запустить проект создания единой унифицированной автомобильной платформы в стране. Ведущая роль в нем отводится ФГУП НАМИ. Руководство этого старейшего отечественного научного автомобильного института заявило, что предпроектная деятельность в этом направлении уже ведется. Разработка единой платформы, на основе которой затем выпускаются разные модели автомобилей, — распространенная практика: отдельным компаниям развивать собственные платформы дорого и долго, а использование единого варианта экономит ресурсы и позволяет унифицировать производство. В течение ближайших пяти лет на такие работы из федерального бюджета будут выделены внушительные 160 млрд рублей (ранее речь шла о финансировании на более скромную сумму — 87 млрд). Правда, пока неясно, когда можно ожидать реальных результатов: представители АвтоВАЗа воздерживаются от комментариев о перспективах использования единой российской автомобильной платформы. Но если проект будет осуществлен на высоком уровне, почему бы отечественному автогиганту не использовать его для развития своего модельного ряда?
Потенциально новые разработки АвтоВАЗа вполне могут конкурировать с «китайцами». Например, представители служб такси и автомобильного сервиса говорят, что Lada Vesta часто надежнее бюджетных моделей из КНР, не говоря уже о более доступном и удобном техническом обслуживании. «Для новых китайских машин трудно подбирать запчасти. На некоторых марках по-прежнему есть проблема с расшифровкой VIN-номера и, соответственно, с получением информации по запчастям. Кроме того, трудно получить информацию о технологиях ремонта, нет доступа к практической документации», — комментирует Никита Родионов, технический директор сети автосервисов FIT Service.
Впрочем, по словам специалиста, хотя у пользователей есть отдельные нарекания — например, претензии к качеству металла китайских авто или надежности их подвески, — машины из КНР эксплуатируются в России недостаточно долго, чтобы можно было давать однозначные оценки. «О надежности агрегатов и узлов китайских машин пока говорить рано: большинство из них еще на гарантии, они не достигли пробега в 150–200 тысяч километров, когда уже можно делать какие-то выводы, — говорит Никита Родионов. — С точки зрения оснащения китайские модели, конечно, превосходят российские. Системы мультимедиа, различные опции помощи водителям и другая электронная начинка — все это у китайских брендов самое передовое. Но, с другой стороны, и цена на зарубежные авто чаще всего выше, чем на российские».