Трансатлантизм подразумевал военное и экономическое единство США, Западной Европы и Канады, которое имело под собой фундамент общих ценностей, одну идеологию. Сегодня большинство европейских стран продолжают придерживаться взглядов на внутреннюю и внешнюю политику, которую исповедовала Демократическая партия США, разгромно проигравшая последние президентские и парламентские выборы. Но новая республиканская администрация Белого дома не собирается «заметать под ковер» противоречия, организуя атаки по всем направлениям: политическом, экономическом и военном.
Речь вице-президента США Джей Ди Вэнса на Мюнхенской конференции по безопасности о дефиците демократии в Европе стала перчаткой, брошенной в лицо местной политической элите. Одновременно Белый дом дал понять, что не собирается ограничиваться словами и публично поддерживает правые партии Европы.
Что касается военного единства, то Дональд Трамп говорит, что европейцы могут рассчитывать на сохранение американского «зонтика безопасности», только если начнут платить за него. При этом сейчас доля расходов США в общих оборонных бюджетах стран НАТО составляет 69%.
Экономические связи внутри евроатлантического блока также стали объектом атак со стороны Белого дома. Против Канады введены 25-процентные пошлины, а в отношении стран Европы такие же пошлины пока только анонсированы. Трамп не скрывает, что драконовские экономические ограничения в отношении ближайших союзников — одна из мер «перевоспитания». Например, сразу после введения пошлин Вашингтон во второй раз предложил их приостановить в обмен на диалог с Канадой. А чтобы не было сомнений в возможности послабления, Трамп допустил вероятность создания зоны свободной торговли с Аргентиной, президент которой Хавьер Милей позиционирует себя как самый ярый сторонник американского лидера.