Однако значительный «флюс» расходов января (в первый месяц года из-за опережающего авансирования госконтрактов и по причине других расходов они превысили 4 трлн рублей, это в 1,6 раза больше, чем в январе 2024-го) определил приличный дефицит казны. По состоянию на 1 марта отрицательное сальдо бюджета достигло 2,7 трлн рублей (1,3% ВВП) против 1,1 трлн (0,6% ВВП) на ту же дату прошлого года.
Более тревожный факт — низкая динамика доходов. Поступления ключевого ненефтегазового налога, НДС, за первые два месяца года составили 2 трлн рублей, это лишь на 8,1% больше, чем за тот же период 2024-го. Номинальный рост — чуть ниже инфляции, которая составила 9,9% в январе и 10,1% — в феврале. А нефтегазовых доходов в начале года поступило даже по номиналу меньше, чем год назад: 1,56 трлн рублей против 1,62 трлн. Сказалось как физическое сокращение экспорта нефти вследствие очередного витка санкций против российского ТЭКа вкупе с некоторым снижением цен на энергоресурсы на мировом рынке, так и резкое укрепление рубля в начале года.
Согласно федеральному Закону о бюджете его дефицит в 2025 году должен составить 0,5% ВВП. При этом говорить, что этот ориентир гарантированно провален, преждевременно. Сальдо бюджета — подвижный показатель, он меняется в значительном диапазоне от месяца к месяцу в зависимости от наложения внутригодового графика доходов и расходов. Дефицит традиционно выше в первом квартале года, затем, во втором и третьем, ситуация выравнивается.