Идея замены нейрочипом вышедших из строя естественных «линий связи» от мозга человека к его мышцам не нова. Первые попытки соединить нейроны с компьютером предпринимались еще в начале 1970-х годов в Калифорнийском университете. Полвека назад люди уже знали о мозге достаточно много и имели под рукой вычислительные машины, но уровень технологий не позволил воплотить мечту в реальность.
Однако в воображении писателей гипотетический научно-технический прогресс не останавливался. В 1984 году был опубликован роман Уильяма Гибсона «Нейромант» — в нем люди массово пользуются кибернетическими имплантами, которые делают их сильнее, выносливее, улучшают рефлексы, память, скорость мыслительных процессов и т. д. По факту такой «гибрид» является уже не вполне биологическим существом — это новая ступень эволюции. Гибсон заложил основы целого научно-фантастического жанра под названием «киберпанк», его книгами в 1980–1990-х годах зачитывались юные гики, которые получали техническое образование и мечтали когда-нибудь воплотить в жизнь эту безумную идею о слиянии человека и компьютера.
В реальном, не фантастическом мире мечты трансформировались в прикладную задачу: восполнить пробелы медицины в реабилитации людей с ограниченными возможностями. «Это направление позволит помочь людям, которые либо из-за врожденных болезней, либо в силу несчастного случая оказались отрезаны от полноценного восприятия мира. Необходимость сделать что-то, что кардинально изменит их жизнь в лучшую сторону, — сильнейшая мотивация для всех ученых», — отмечает Денис Кулешов, гендиректор компании «Нейроимпланты Элвис», открытой на базе лаборатории «Сенсор-Тех» — дочерней организации благотворительного фонда, поддерживающего слепоглухих людей.