Рублевая цена нефти Urals в апреле чуть приподнялась относительно мартовского уровня, до 5026 рублей за баррель. Тем не менее это почти на четверть ниже, чем в ноябре прошлого года.
В последующие месяцы наблюдался тренд к удешевлению нефти, питаемый опасениями глобальной рецессии из-за тарифных войн и перехода ОПЕК+ к росту добычи. При этом если раньше снижение цен на нефть автоматически девальвировало рубль, то теперь эта зависимость исчезла: в первом квартале рубль, напротив, значительно укрепился. В результате рублевая цена нефти падает, а вместе с ней и нефтегазовые доходы бюджета. В первом квартале текущего года они оказались почти на 10% меньше, чем в январе‒марте 2024 года.
Рост доходов, зарплат и потребления в первом квартале 2025 года продолжил заметно опережать рост ВВП. Так, реальные доходы, по данным Росстата, выросли на 7,1% к январю‒марту прошлого года (оценка роста ВВП — 1,7%). Основной вклад в этот рост внесли оплата труда наемных работников (+4,6 п. п., +7,3% год к году в реальном выражении), доходы от собственности (+1,6 п. п. и 18,7% соответственно), от предпринимательства (+0,6 п. п., +10,3%) и от социальных выплат (+0,4 п. п., +2,2%). Оперативные данные фиксируют, что реальный годовой рост зарплат в феврале 2025 года был на уровне 3,2% против 6,5% месяцем ранее.
В то же время, по расчетам Минэкономразвития, суммарный оборот розницы, общепита и платных услуг населению в марте увеличился на 2,4%, как и месяцем ранее, а рост частного потребления в первом квартале 2025-го составил 3,2% год к году. Впрочем, аналитики ЦМАКП, измеряя тот же показатель квартал к кварталу с элиминацией календарного и сезонного эффектов, фиксируют стабилизацию потребления домохозяйств.
Напомним, в целевом сценарии Минэкономразвития рост ВВП в текущем году оценивается в 2,5%, что заметно оптимистичнее прогноза Банка России (1–2%), консенсуса аналитиков (1,6%) и МВФ (1,5%).
На фоне сохранения экстремально высокой ключевой ставки ЦБ и замедления кредитования в розничном и корпоративном сегментах продолжается резкое замедление динамики денежной массы. По предварительной оценке Банка России, хотя в апреле абсолютное сжатие широкого денежного агрегата М2, наблюдавшееся в марте, сменилось ростом, значение прироста этого показателя в реальном выражении сократилось до 3,8% (к апрелю 2024 года). Для сравнения: накануне перехода регулятора к ужесточению денежной политики в мае‒июне 2023 года реальная денежная масса росла на 22% в год.
Депозитные ставки в последней декаде апреля провалились ниже 20% годовых. Максимальная процентная ставка по вкладам в рублях 10 кредитных организаций, привлекающих наибольший объем депозитов физических лиц, снизилась до 19,79%, сообщил ЦБ. В то же время этот уровень примерно вдвое превышает инфляцию, что делает банковские депозиты крайне привлекательным инструментом инвестирования и для граждан, впрочем, как и для нефинансовых предприятий.
А вот доходность к погашению ОФЗ за последние два месяца на большинстве участков кривой сроков несколько повысилась.
Погрузка грузов на сети РЖД в апреле ускорила снижение — показатель составил 92,9 млн тонн, на 8,6% меньше объемов погрузки апреля 2024 года. В марте снижение составило 7,2%. Спад в погрузках на железнодорожном транспорте наблюдается с середины 2023 года. С этого времени снижается погрузка угля, с конца 2023-го — погрузка черных металлов, с весны 2023-го — погрузка строительных грузов и цемента, с середины 2024 года снижается погрузка зерна и продуктов перемола (не самый лучший урожай). Держатся лишь минеральные удобрения: здесь с октября 2024 года оживление на историческом максимуме. По итогам четырех месяцев года немного выросла также погрузка руд цветных металлов (на 3,8%, до 5,5 млн тонн).
Напомним, что погрузка грузов в 2024 году снизилась на 5,4% (в среднесуточном выражении из-за високосного года чуть сильнее, на 5,6%), до 1181,4 млн тонн. Это абсолютный минимум за последние 15 лет, ниже показатель погрузки грузов на железной дороге в нынешнем веке опускался только в кризис 2009 года. Это отражает долгосрочный тренд на снижение роли железнодорожного транспорта в народном хозяйстве страны на фоне поступательного увеличения объемов автомобильных перевозок. На него накладываются и специфические проблемы РЖД. На фоне снижения грузоперевозок компания с осени прошлого года ведет борьбу с порожним составом на сети, однако методы этой борьбы зачастую приводят к тому, что грузоотправители оказываются не в состоянии предъявить имеющийся груз к перевозке.