«Р-Таб» — так называется новый российский планшетный компьютер, выпуск которого стартовал на мощностях предприятия «Рутек» в столице Мордовии Саранске. Главным потребительским преимуществом девайса объявлена повышенная защита от хакеров.
Увы, ключевые компоненты для планшетов и смартфонов в нашей стране не производятся, поэтому «Р-Таб» можно назвать лишь частично отечественным. Так, аппаратная часть девайса полностью импортная. В частности, его центральный процессор — MediaTek Helio G99, выполненный по 6-нанометровому стандарту тайваньской компанией TSMC. Процессор довольно производительный, в его составе восемь ядер (два Cortex-A76 на 2,2 ГГц и шесть Cortex-A55 с частотой 2 ГГц), а также видеоподсистема Mali-G57 MP2. Объем оперативной памяти составляет 8 или 12 Гб в зависимости от выбранной версии. Встроенный накопитель имеет емкость 256 или 512 Гб, при желании его можно дополнить картой памяти (microSD) объемом до 512 Гб. Экран большой, 10,36 дюйма; рядом расположена фронтальная камера со скромным разрешением 5 мегапикселей; с тыльной части корпуса можно воспользоваться основной камерой с разрешением 13 мегапикселей.
Батарея у планшета достаточно мощная, емкостью 6000 или 7500 миллиампер-час. Помимо этого есть сканер отпечатков пальцев, встроенные модули Wi-Fi (c поддержкой частот 2,4 и 5 ГГц), Bluetooth (5.0), чип NFC, ресиверы навигационных система ГЛОНАСС, GPS, BeiDou, Galileo. При отсутствии Wi-Fi к интернету можно подключиться с помощью сотовой связи через два слота, приспособленных под сим-карты.
Словом, с точки зрения «железа» планшет оснащен неплохо. И если аппаратная часть в новом гаджете импортная, то программное обеспечение полностью российское: планшет работает на базе отечественной операционной системы с полным отсутствием каких-либо следов иностранного программного кода.
Шпион, выйди вон!
Компания «Рутек» принадлежит ее основателю бывшему министру связи РФ Леониду Рейману. Ее мощности размещены в основном в подмосковном Зеленограде, но в последнее время предприятие расширяет свою производственную базу. В сентябре 2021 года между «Рутеком» и АУ «Технопарк-Мордовия» был подписан меморандум о сотрудничестве — в частности, о строительстве в Саранске нового предприятия по выпуску электроники. На этом предприятии и собирают сейчас «Р-Таб». Кстати, тут же налажено производство отечественного смартфона «Р-Фон».
Российский смартфон от «Рутека» был официально представлен публике в декабре 2023 года. «Р-Фон» тоже работает на тайваньском процессоре MediaTek Helio G99, имеет оперативную память 8 Гб, накопитель 128 Гб и дисплей с диагональю 6,7 дюйма. Помимо планшета и смартфона «Рутек» на своих предприятиях в Саранске и Подмосковье выпускает радио- и телефонные станции, серверные платы, IP-камеры и другие продукты. Часть из них изготавливается по принципу контрактного производства: в частности, с компанией сотрудничают такие российские компании, как IRU, «ДЕПО Компьютерс», «Крафтвэй».
Руководство «Рутека» не раскрывает точную сумму инвестиций в новую линию в Саранске, как и текущий объем производства. Представители компании называют примерный объем вложений в «несколько миллиардов рублей», а производственные возможности оценивают на уровне сотни тысяч изделий в год.
По словам представителей «Рутека», предприятие в Саранске осуществляет так называемый поверхностный монтаж плат нового планшета и других изделий. То есть речь идет о креплении закупаемых в дружественных странах импортных электронных компонентов на печатную плату — ключевой элемент любого устройства, куда компоненты помещаются для соединения между собой.
Заявляется, что контроль за такими элементами — главное конкурентное преимущество российской компании: производитель способен обеспечить безопасность использования продукта, поскольку после монтажа электроники на устройстве устанавливается проверенное отечественное ПО.
Пока планшеты и смартфоны российской сборки по причине мелкосерийности в разы дороже китайских гаджетов, зато имеют более надежную защиту от кибератак
«Важно, что драйверы для аппаратных компонентов создают инженеры нашей компании, что позволяет защитить владельцев устройства от шпионажа, — объясняют на своем сайте представители “Рутека”. — Обычно производители смартфонов используют драйверы вендоров с закрытым программным кодом — блобом. Блобы обслуживают взаимодействие с модулями, отвечающими за основную аппаратную функциональность мобильного устройства (камера, микрофон, GNSS, Bluetooth, Wi-Fi-модуль, NFC, модем и так далее). При этом производители модулей не открывают код и отказываются делиться документацией о работе драйверов. Это может привести к наличию недекларируемых возможностей работы устройства. Например, смартфон может начать шпионить за своим владельцем, а антивирусные и другие средства защиты, установленные в операционной системе, не узнают об этом и не смогут предупредить владельца о проблеме».
Новый планшет «Р-Таб», как и смартфон «Р-Фон», работает на основе российской операционной системы «РОСА Мобайл». Этот программный продукт производит компания НТЦ ИТ РОСА, которая принадлежит собственникам «Рутека». Производитель особо подчеркивает, что «РОСА Мобайл» (а значит, и «Р-Таб» и «Р-Фон») имеет все необходимые сертификаты соответствия безопасности, в том числе экспертное заключение Федеральной службы по техническому и экспортному контролю России. По словам разработчиков, «РОСА Мобайл» создана на основе семейства операционных систем с открытым кодом Linux. Интерфейс ОС достаточно понятный и не должен вызвать сложностей у рядового покупателя. Еще одним важным потребительским удобством является то, что под «РОСА Мобайл» могут работать проверенные Android-приложения. Одновременно компания активно развивает экосистему программных продуктов: пользователям предлагают сервисы резервного копирования, средства виртуализации, а также электронную почту, мессенджер, импорт контактов и др. Впрочем, подобные решения развивают и конкуренты — здесь можно вспомнить такие известные российские мобильные операционные системы, как ОС «Аврора» (принадлежит «Ростелекому») и РЕД ОС М (компания «РЕД Софт»).
Ценовая неизвестность
Пока планшетов «Р-Таб» и смартфонов «Р-Фон» в свободной продаже нет, заказ на них могут оформить лишь корпоративные пользователи. Более того, розничная стоимость этих продуктов неизвестна. «На текущий момент мы сосредоточены на продажах в корпоративных сегментах b2b и b2g (коммерческим и государственным структурам) и розничные цены на “Р-Таб” и “Р-Фон” не раскрываем», — поясняет Владимир Зыков, советник компании «Рутек» по PR.
«Планшет “Р-Таб” дополнил линейку доверенной мобильной техники, разработанной для использования в коммерческих структурах и государственных организациях, где критически важна защита данных и соответствие требованиям безопасности. Мы сделали ставку на надежность и прозрачность производства. Весь цикл сборки контролируется на заводе в Саранске, что позволяет гарантировать соответствие требованиям безопасности для корпоративных и государственных заказчиков», — говорится в предоставленном Владимиром Зыковым официальном заявлении «Рутека».
Сокрытие цены на гаджеты, скорее всего, объясняется тем, что цифра может неприятно удивить пользователей. Пока массовым производство новых планшета и смартфона назвать нельзя — значит, чтобы оно было экономически оправданным, розничная стоимость российских гаджетов должна быть существенно выше стоимости продукции иностранных компаний, которые выпускают подобные устройства миллионными тиражами.
На профильных форумах в интернете убеждены, что цена «Р-Таб» и «Р-Фон», по самым скромным оценкам, не может опуститься ниже 40 тыс. рублей. Для сравнения: китайские продукты со схожими характеристиками сейчас можно найти за 15–20 тыс. — более чем вдвое дешевле.
Кстати, продажи планшетных компьютеров в России в прошлом году установили исторический рекорд: по данным МТС, в штучном выражении было продано 3 млн единиц — на 20% больше, чем годом ранее (см. график 1); в деньгах это 61,7 млрд рублей, рост за год — 23%. Но бал правят китайцы: первые места на отечественном рынке занимают марки Xiaomi и Huawei (доля продаж 15 и 14% в штуках соответственно), которые оттесняют других игроков, в том числе корейскую Samsung (11%) и американскую Apple (7%; см. график 2).
Дорогое мое производство
До сих пор попытки выпускать отечественные смартфоны оказывались неудачными. Вспомним историю YotaPhone: этот российский гаджет оригинальной конструкции появился в 2013 году и продавался небольшими тиражами до 2019 года, после чего производителя признали банкротом.
В 2017-м в салоны связи поступил защищенный от утечек и прослушивания смартфон для корпоративного использования TaigaPhone, но, по разным оценкам, продано было всего около 5000 экземпляров. Выпускались также смартфоны Inoi (2017 год) и «Яндекс.Телефон» (2018–2019 годы, продано 20 тыс. устройств).
Что касается планшетных компьютеров, то опыт российских производителей в этой области оказался более успешным: на рынке заметно присутствие таких брендов, как Fplus, Digma, Irbis, BQ, а также MIG, Kvadra, iRobo и др. По данным МТС, еще в 2023 году отечественные бренды суммарно занимали первую позицию по продажам планшетов в стране с совокупной долей в штуках в 15%. По итогам же прошлого года их доля сократилась до 12%, локальные игроки опустились на третье место.
Однако подавляющее большинство планшетов наших марок выпускается контрактным способом на китайских фабриках — это позволяет предлагать потребителям конкурентную цену. Как только производство переносится на российскую территорию, себестоимость резко взлетает.
Основным конкурентом нового планшета «Р-Таб» можно назвать продукцию компании «Аквариус», мощности которой расположены в городе Шуя Ивановской области. Здесь таким же, как в Саранске, методом поверхностного монтажа плат из импортных комплектующих собирается большой ассортимент компьютерной техники, включая ноутбуки, ПК, серверы, коммутаторы и планшеты. В отношении последних производитель тоже не афиширует розничные цены. Однако дилеры предлагают планшет «Аквариус» за 60 тыс. рублей и более, то есть в два-три раза дороже китайских аналогов.
Армия чиновников
Впрочем, потенциал для развития продаж смартфонов и планшетов отечественного производства у нас есть. В России давно идет дискуссия о том, что как минимум в государственном секторе служащим необходимо запретить использование гаджетов иностранного производства. И это понятно: смартфон или планшет от той же Apple или работающий на американской операционной системе Android — источник высокого риска утечки важной информации.
По данным Минфина, в стране порядка 2,4 млн (по другим оценкам, более 3 млн) человек работают в государственных и муниципальных органах — довольно большой потенциальный рынок для отечественных гаджетов, и цена на них может снижаться по мере роста объема выпуска. «В первую очередь российские планшеты и смартфоны актуальны для госструктур — там, где вопрос безопасности стоит жестко и использование Android или iOS не очень уместно, — комментирует Никита Бровин, инженер и специалист по ремонту и обслуживанию компьютерной техники. — Особенно это важно для сотрудников, имеющих доступ к закрытой информации. Власти могут выделить финансирование на подобные устройства — например, сделать централизованную закупку для чиновников или сотрудников госкорпораций, что даст платформу для развития».
«Если говорить откровенно, минусы у нового планшета есть, — продолжает Никита Бровин. — Комплектующие тут пока в основном зарубежные: процессоры, память, экраны. Производство идет, по сути, из тех же компонентов, что и у китайских брендов. То есть о полном импортозамещении речи не идет. Но в мире почти у всех так — взять хотя бы недавние проблемы Apple с переносом производства. Просто у нас к “своим” продуктам требования строже: пользователи ждут, что все будет полностью отечественное, а это пока невозможно. Зато, повторюсь, с точки зрения госсектора, особенно в контексте защиты информации, у таких устройств есть серьезный потенциал. Ни Android, ни iOS на этом поле конкурировать просто не смогут, так как контролируются другими странами».