Пермский 17-й Арбитражный апелляционный суд отменил решение суда нижестоящей инстанции и частично удовлетворил исковые требования, фактически признавая миноритариев, купивших акции завода на организованных торгах, добросовестными покупателями.
Несмотря на то что в России не прецедентное право, ряд экспертов полагает, что это решение апелляционного суда — хороший знак для инвесторов. Есть, впрочем, и скептики, предполагающие, что успокаиваться миноритариям рано.
Напомним суть истории. В 2021 году Генпрокуратура РФ решила, что приватизация СМЗ (специализируется на магниевой и редкометалльной продукции, то есть имеет стратегическое значение) в 1990-х прошла незаконно и итоги приватизации в отношении этого актива должны быть пересмотрены. Годом позднее суд по иску Генпрокуратуры с этим согласился и изъял у мажоритариев (Сергея Кирпичева, Петра Кондрашева, Тимура Старостина и Игоря Пестрикова) 89,4% акций СМЗ. Еще через год завод был передан под управление «Росатома». Интереса истории добавляет тот факт, что именно в 2021–2022 годах цены на магний выросли более чем в три раза. Это закономерно привело к скачку прибыли предприятия, что обещало, ко всему прочему, еще и рекордные дивиденды.
От подобных дел по пересмотру итогов приватизации 1990-х кейс СМЗ отличает как получившийся в итоге резонанс, так и то, что Генпрокуратура сочла, что миноритариям акции компании тоже достались незаконно. В марте 2024 года Арбитражный суд Пермского края удовлетворил иск прокурора региона об истребовании в пользу государства оставшихся 10,6% акций СМЗ. Решение вызвало вопросы у Мосбиржи, которая встала на сторону миноритариев. Оно и понятно: по решению суда получалось, что покупку ценных бумаг на бирже могут в любой момент признать незаконной, поставив тем самым под вопрос весь фондовый рынок. Эти риски увидел и Банк России. «Если мы хотим привлечь ресурсы для развития, в том числе использовать возможности рынка капитала, то, конечно, сохранение доверия суперважно. Нас эта ситуация беспокоит, будем смотреть, что мы еще можем здесь сделать, прежде всего с точки зрения законодательной, что сможем предложить», — заявила тогда глава Банка России Эльвира Набиуллина. Напомним, президент поручил добиться капитализации фондового рынка в 66% от ВВП. Эта задача уже сама по себе весьма непростая и амбициозная, а подобные решения прямо ее саботируют.
Несколько позднее в судебном процессе «Росатом» вместе с Генпрокуратурой предложили миноритариям компенсацию за изымаемые акции. Правда, существовал нюанс. Держатель бумаг для получения компенсации должен был полностью признать правоту иска Генпрокуратуры и полностью же отказаться от обжалования решений суда, которые фактически признавали приобретение акций СМЗ на бирже незаконным. На подобное согласились далеко не все миноритарии, часть продолжила бороться. В общей сложности к апелляционному обжалованию прибегли миноритарные владельцы свыше 10,8 тыс. бумаг, что составляет почти четверть от общего числа акций, истребованных Генпрокуратурой от миноритариев. Как промежуточный итог — локальная победа в споре все же достигнута и акции должны остаться у хозяев-миноритариев. Но не все. Суд пояснил, что отказал в удовлетворении иска прокуратуры для тех акционеров, которые приобретали акции на организованных биржевых торгах. Акции остальных миноритариев (то есть тех, кто покупал их на внебиржевом рынке) изъяты в пользу государства.