Карьерные самосвалы из Подмосковья начинают генеральное сражение за рынок

2 июня 2025, 00:34
№23

Машиностроительный завод «Тонар» представил на своей площадке в деревне Губино Московской области новый продукт — жесткорамный карьерный самосвал грузоподъемностью 55 тонн с колесной формулой 6 × 4, предназначенный для работы на угольных разрезах, стройках, в карьерах.

Вот она, новая ступень эволюции
Читайте Monocle.ru в

Это первая подобная локализованная машина, от разработки до выпуска комплектующих. В конце года планируется начать серийное производство, а сейчас к заказчику в Кузбассе отправится выставочный образец. Компания рассчитывает серьезно потеснить господствующие на рынке китайские карьерные самосвалы. Как заявил генеральный директор завода Денис Кривцов, «нам предстоит серьезная работа для занятия лидирующих позиций на рынке, и у нас все для этого есть».

«Тонар» пока единственный российский производитель технологических самосвалов повышенной грузоподъемности. Он выпускает эту технику с 2013 года, когда вывел на рынок рамный самосвал на 45 тонн. А в 2022-м, после того как из России ушли такие монстры, как Caterpillar, Volvo и Komatsu, в подмосковной компании решили, что это их шанс. В 2022–2023 годах они расширили линейку за счет машин с шарнирно-сочлененной рамой, то есть предназначенных для работы в условиях абсолютного бездорожья, на 35 тонн и на 45 тонн.

Что касается новинки, то она, по словам Дениса Кривцова, представляет собой «новую ступень в эволюции наших карьерных самосвалов». Это снова жесткорамная машина, она подходит для эксплуатации на технических дорогах, когда важен не столько запас прочности рамы, сколько производительность и экономичность самосвала. При этом, создавая новую модель, на заводе «поработали над прежними ошибками». Было решено вернуться к бескапотной компоновке кузова, как у самой первой модели, 2013 года, чтобы сократить длину машины и повысить маневренность. Но сохранили запатентованную в 2018 году и хорошо зарекомендовавшую себя безрессорную подвеску на резиновых упругих элементах: она не требует обслуживания и за счет этого повышает надежность машины и снижает стоимость владения. За экономичность самосвала отвечает также кузов из облегченной прочной стали производства Магнитогорского металлургического комбината.

Новую конструкцию в условиях санкций тоже пришлось приспособить к новым компонентам, в том числе собственного производства. «Мы производим раму с подвеской, кабину и кузов. Работаем над локализацией гидравлики. Внимательно наблюдаем над испытаниями отечественного двигателя и надеемся в скором времени применить его», — поясняет Денис Кривцов. Уровень локализации автомобиля уже соответствует требованиям Минпромторга России и позволяет получить доступ к мерам господдержки, например к льготному лизингу.

В «Тонаре» обещают, что благодаря местному производству цена машины будет примерно на 10% ниже, чем у китайских конкурентов. Кроме того, российская компания рассчитывает привлечь покупателей за счет уровня сервиса и быстрой поставки запчастей. Последнее является определяющим фактором при работе с карьерной техникой.

Заявленный стартовый объем выпуска нового самосвала — четыре единицы в месяц, или 48 единиц в год, — позволяет заводу сразу претендовать на долю в размере до 20% рынка, который оценивается в 200–300 машин в год. Но при увеличении спроса здесь готовы нарастить производство.