На днях в московском торговом центре «Алмаз» распахнул свои двери сотый клуб российской сети DDX Fitness. На сегодня это самая быстрорастущая компания индустрии: за первое полугодие 2025-го она открыла 33 клуба — больше, чем все ключевые конкуренты, вместе взятые. По данным исследования Fitness Data, ближайшие по концепции развития и времени присутствия на рынке соперники компании — фитнес-сети Bright Fit и Spirit.Fitness — за первый квартал запустили только четыре и три новые точки соответственно, в то время как на счету DDX Fitness их оказалось 23. Сегодня сеть присутствует в 34 городах страны, в том числе в Московской области.
DDX Fitness лидирует и по общему количеству клубов: если в этой сети их уже 100, то у таких мастодонтов фитнес-индустрии, как World Class и X-Fit, на данный момент 66 и 32 точки соответственно. У ближайшего конкурента, Spirit Fitness, — 38.
Однако специфика DDX Fitness не только в быстром росте и охвате рынка, но и в реализуемой модели бизнеса. Компания предлагает своим клиентам посещение клубов «по подписке», а также благодаря выбираемым локациям реализует концепцию фитнеса как части повседневной жизни.
Подписка вместо абонемента
DDX Fitness — достаточно молодая сеть на российском рынке. Первый клуб она открыла лишь в июле 2018 года в торговом центре «ВиВа» в Бутово, в то время как старейшие сети существуют уже более 20 лет. История World Class началась в 1993 году, спортивной сети X-Fit — с коммерческого теннисного клуба, работавшего примерно в те же годы.
По словам основателя DDX Fitness Ивана Ситникова, его путь в индустрию был цепочкой случайностей. В самом начале проекта он не считал сферу фитнеса и велнеса перспективной сферой для инвестиций в России. До этого он имел обширный опыт управления в сфере девелопмента и инжиниринга. С 1998 года Ситников занимал ключевые должности в различных компаниях, включая Финансово-инвестиционную корпорацию «С. А. и партнеры» и Nat Invest Securities Corp. Ltd., где работал над привлечением иностранного финансирования. С 2002 года он руководил проектами в РосЕвроБанке, а с 2003 года возглавлял HЛК «Девелопмент», затем «РосЕвроДевелопмент». С 2009 года Ситников управляет компанией «ДС Девелопмент».
Навыки в управлении недвижимостью и инвестициями позволили бизнесмену создать модель и для управления фитнес-проектами. Помогло ему и изучение опыта американского рынка, где для привлечения клиентов активно используется система рекуррентных платежей, или модель предоставления фитнес-услуг «по подписке».
Суть модели заключается в следующем. Клиент вместо покупки годового абонемента оформляет подписку на посещения клуба, и с его счета регулярно списывается определенная сумма. В настоящее время в DDX Fitness стоимость подписки составляет 1700 рублей в месяц для базового тарифа Light — в него входят безлимитный доступ в один из клубов сети, бесплатные тренировки с тренером в мини-группах и анализ состава тела. По тарифу Smart стоимостью 2400 рублей в месяц предоставляется безлимитный доступ к групповым занятиям, а в вариант Infinity за 2800 рублей включен безлимитный доступ во все клубы сети, доступ для друзей и семьи и посещение спа-зоны.
Собственно, в подписной модели в целом нет никаких новаций: по ней работают большинство видео- и музыкальных сервисов, сервисов электронных книг, СМИ и т. д., однако в фитнес-индустрии она используется редко. Как правило, сети продают годовые абонементы в конкретный клуб.
Президент Национального фитнес-сообщества Елена Силина считает, что система рекуррентных платежей имеет ряд преимуществ. Во-первых, это удобно для тех, кто не хочет ни покупать годовой абонемент, ни следить за ежемесячным обновлением подписки — нужная сумма каждый месяц списывается автоматически. Во-вторых, такая модель имеет психологические преимущества: 2000 рублей заплатить проще, чем отдать сразу 35 тыс. (средняя стоимость годовой клубной карты в России). Да и общая сумма за год получается ниже.
Фитнес-компаниям же, по словам Елены Силиной, рекуррентные платежи помогают увеличить число клиентов и обеспечивают стабильный и предсказуемый денежный поток, что позволяет лучше планировать бюджет и инвестировать в развитие. Поэтому доля клубов, использующих рекуррентную модель, постепенно растет — с 9% в прошлом году до 12% к настоящему времени.
За рубежом модель «по подписке» особенно популярна в Северной и Южной Америке, где за последние 10 лет почти 30% классических фитнес-залов внедрили рекуррентные платежи. Показатель EBITDA в таких клубах превышает 40%.
Впрочем, по мнению экспертов, рекуррентная система требует достаточно больших вложений в маркетинг и качественного подхода к реализации. Не все игроки рынка готовы к ее внедрению — и в этом, возможно, заключается конкурентное преимущество DDX Fitness. Например, прежде всего необходимо выбрать надежный платежный сервис, который поддерживает автоматизированные списания и соответствует стандартам безопасности. Кроме того, риски неуспешных списаний из-за просроченных карт или недостатка средств могут негативно сказаться на финансовых потоках компании. В любой момент может также произойти отток клиентов, что угрожает стабильности доходов и управляемости модели. Частота покупок ограничена — это делает удержание посетителей критически важным.
С точки зрения клиентского опыта значимым аспектом является ясность условий подписки. Пользователи должны понимать, на что соглашаются, чтобы избежать возможных споров впоследствии. Должны быть четко определены условия автоматических списаний, указаны их даты и суммы, обеспечен простой отказ от подписки. Проблемы с отклонением платежей могут потребовать дополнительных усилий для связи с клиентом и восстановления подписки, что также влияет на общий опыт взаимодействия.
Однако, несмотря на сложности, некоторые компании начинают внедрять эту модель. Конкурентами DDX Fitness в этом сегменте являются фитнес-сети Spirit Fitness и Yobody Fitness, которые также предлагают широкий спектр услуг и программ, но пока имеют существенно меньший охват.
Витринные локации набирают популярность
«Быстрота и удобство» — вот основной посыл, который определяет позиционирование DDX Fitness на рынке и который компания пытается донести до своей аудитории. В основном к «жизни по подписке» склонны молодые потребители, для которых быстрота и доступность разного рода услуг являются ключевыми факторами для принятия решений, иначе люди просто отказываются от покупки. Именно поэтому DDX Fitness открывает новые клубы в торговых центрах и рядом с ключевыми транспортными узлами, стремясь сделать свои залы частью городского ландшафта и повседневной жизни людей, превратить в магнит для потенциальных клиентов и увеличить тем самым спонтанные регистрации. Расположение в местах большого трафика дает горожанам возможность сформировать привычку к ежедневным занятиям, считают в компании.
По данным Национального фитнес-сообщества, с 2023 по 2025 год доля новых открытий клубов в такого рода витринных локациях выросла почти вдвое, и сегодня такие пространства становятся не просто объектами, а частью городской инфраструктуры.
Например, студия «Фитнес на улице» организует тренировки в парках и на площадях, где проводятся йога-классы и групповые занятия. Клубные площадки в парках часто имеют стеклянные стены, что позволяет прохожим видеть все происходящее внутри и привлекает новых клиентов. Сети World Class и Gold's Gym, так же как DDX Fitness, открывают новые филиалы в крупных торговых центрах («Афимолл», «Метрополис»), причем там можно посещать не только традиционные тренировки, но и мероприятия на открытых площадках, что делает фитнес частью общественной жизни. В рамках проекта «Город здоровья» несколько фитнес-студий появились в центральных районах Москвы, включая Краснопресненскую набережную и Тверскую улицу, предлагая занятия на свежем воздухе и активно интегрируясь в городскую инфраструктуру. Некоторые клубы начали использовать крыши столичных бизнес-центров для организации фитнес-залов с панорамным видом на город. Эти примеры показывают, как фитнес-пространства становятся частью городской среды, превращаясь в доступные и привлекательные места для занятий спортом.
Собственники помещений рассматривают такие фитнес-объекты как якорь, формирующий дополнительный трафик в целом внутри здания. Особенно это важно для торговых центров, поскольку все больше людей предпочитает маркетплейсы посещению классических магазинов.
Иван Ситников во время открытия своего сотого клуба так сформулировал миссию компании: «Сделать фитнес доступным, понятным, частью повседневной жизни, особенно молодых и активных горожан. На наш взгляд, их основные ценности такие: прозрачность — просто взять подписку без годовых контрактов; удобство — витринные локации, доступные с 7:00 до 23:00; персонификация — различные дополнительные сервисы, такие как рекомендации по тренировкам через приложение, анализ состава тела и прочее. Мы позиционируем себя как партнеры для клиентов в достижении целей, а не просто как зал».
Главная стратегия компании, нацеленная на повышение лояльности, — впрочем, как и у многих других фитнес-сетей — заключается в создании сообществ вокруг клубов. Для этого проводятся регулярные мастер-классы и outdoor‑события — от DDX Fitness Fest до повседневных активностей в соцсетях и телеграм‑каналах (с более чем 70 тыс. подписчиков). Внутри таких сообществ возникают группы, где люди мотивируют друг друга заниматься спортом, совместно участвуют в челленджах, делятся результатами. Это делает клуб не просто точкой доступа к спортзалу, а социальной экосистемой, в которой формируются привычки и лояльность.
Спорт как базовая потребность
Предлагаемая DDX Fitness модель взаимодействия с потребителями находит у них отклик. За первое полугодие 2025 года число посетителей DDX Fitness увеличилось с 484 до 600 тыс. человек, демонстрируя прирост на 24%. «Мы планируем достичь отметки в один миллион клиентов к концу года», — говорят в компании.
Выручка сети в прошлом году составила 3,5 млрд рублей, при том что оборот всего рынка оценивается в 260 млрд. По данным Fitness Data, в первом квартале 2025 года рынок вырос на 25,5%, достигнув 79,7 млрд рублей против 63,5 млрд в 2024-м.
Впрочем, во многом это произошло за счет роста цен на услуги. Индустрия переживает сегодня не самые простые времена. Высокая ключевая ставка ограничивает возможности привлечения инвестиций, а затраты постоянно увеличиваются. Исследование, проведенное в мае Национальным фитнес-сообществом, показало, что с начала 2025 года арендные платежи поднялись на 8–9%, коммунальные — на 10%, сильно увеличился фонд оплаты труда. Расходы на оборудование и ремонт прибавили в среднем 12–13%, а четверть игроков сообщили о подорожании более чем на 20%. И рынок вынужден адаптироваться к переменам. Уже 40% клубов повысили стоимость своих услуг на 6–10%, еще 12% залов — на 15% и более. Большинство (76%) планируют дальнейшую корректировку цен во втором полугодии. Тем не менее почти четверть операторов пока сохраняют прежнюю ценовую политику, стараясь удержать клиентов за счет гибких форматов и сервисного предложения. По словам Ивана Ситникова, DDX Fitness не планирует увеличивать стоимость подписки: сети важно сохранить свою лояльную аудиторию и интерес населения к фитнесу в целом. «Даже во времена COVID мы, в отличие от многих других игроков рынка, продолжали развиваться и инвестировать в новые проекты. Нами двигало убеждение в том, что социализация и физическая активность — это базовые человеческие потребности, которые нельзя отменить даже во время ограничений. На протяжении всего пути мы твердо верили в эффективность нашей модели, которая при выходе на рынок многим казалась непонятной и нестандартной», — резюмирует основатель компании.