Россия истощает киевский проект

21 июля 2025, 00:00
№33

Неумолимый каток российской армии продолжает медленно двигаться на запад со скоростью 15‒20 квадратных километров в сутки. Это наступление началось еще в октябре 2023 года и, несмотря на курскую беду, не тормозило ни на месяц. За семь месяцев этого года наши войска заняли территорию размером с Люксембург, подсчитал немецкий Bild, это 2395 квадратных километров. Переводя в отечественную метрику, почти как площадь Москвы. За два с половиной года вышло более 5700 «квадратов». Примерно как Бруней.

Пресс-служба Минобороны РФ/ТАСС
Работа расчета РСЗО "Ураган" в зоне СВО
Читайте Monocle.ru в

Измерять успехи российской армии в площадях тех или иных стран мира — то еще удовольствие, особенно когда противник напоминает: размер Украины без пяти отошедших регионов составляет около 468 000 квадратных километров. Далее неизменно следует подсчет десятилетий, которое потребуется России для полного контроля над украинской территорий и собственными новыми регионами. Вся соль в том, что СВО никогда не была войной за землю и оккупацию, а своей целью ставила полное разрушение антироссийского проекта. Либо военными, либо дипломатическими инструментами.

«Ультиматум» Трампа, о котором много говорили на минувшей неделе, позволил закрепить несколько догадок первого полугодия его президентства. Американский президент действительно не знает, что делать с российско-украинским кризисом, и мечтает отползти в сторону с минимальным для себя ущербом. Он продолжает торговлю с Москвой, имея на руках ограниченный набор козырей и совсем немного времени. Уже в начале сентября Владимир Путин совершит тщательно прорабатываемый визит в КНР на празднование 80-летия победы над Японией и окончания Второй мировой войны. И вот уже появились слухи, что в Пекин может пожаловать сам Трамп.

Аналогии с Ялтинской или Потсдамской (у нее тоже 80-летний юбилей) конференциями по переустройству мира — как на ладони. Но статусу предков еще надо соответствовать. До Рузвельта или Трумэна нынешний Трамп недотягивает, но главное, в активе Соединенных Штатов больше нет раскачанной войной экономики, обеспеченного золотом доллара и двух миллионов солдат в Европе. Одни тарифные войны, виртуальные угрозы капсом и неадекватные союзники, поставившие на милитаризацию вслед эпохе социального благоденствия. Если Владимир Путин и Си Цзиньпин в полной мере готовы отвечать за свои регионы интересов, то реальный геополитический вес Трампа в западной цивилизации было бы неплохо обосновать. Иначе придется делать вид, что ехать в Пекин не очень-то и хотелось.

Растерянность Трампа, в свою очередь, стала следствием несгибаемой позиции российского руководства по украинскому конфликту, и «ультиматум» Вашингтона подтвердил: Москва готова сколь угодно любезно и компромиссно обсуждать кризис, но полна решимости решить проблему раз и навсегда безо всяких «корейских» сценариев — у многих на волне эйфории от прихода Трампа возникали в этом сомнения. Сильную руку России обеспечивает выигрыш темпа в войне на истощение и тот самый неумолимый наступательный каток, хотя еще недавно многие предрекали стратегический тупик и позиционные «бодания» по примеру Первой мировой.

Сегодня же в моде термин «киллзона», который описывает пространство в 15‒20 километров от линии фронта в каждую сторону (уже 30 в скором времени), где любая военная и логистическая активность подавляется дронами. «Киллзона» позволяет держать малочисленную оборону и вынуждает атаковать небольшими штурмовыми группами, тщательно заботиться о маскировке, разведке, обеспечении и эвакуации и долго готовить к работе каждую новую позицию. Вместо снарядов служат беспилотники, вместо танков — мопеды, которые позволяют преодолевать опасное пространство. Все это в целом радикально снижает динамику боевых действий.

Несмотря на эту технологическую эволюцию войны, никакой паузы на фронте не случилось. Российская армия сделала ставку на постоянное давление и выстраивание надежных линий логистики, позволяющих медленно, но верно продвигаться вперед. Едва обстоятельства позволили нарастить численность штурмовых групп, как посыпались куски фронта, который физически удерживают не терминаторы, а бусифицированные хлопцы, не желающие воевать. Украина за первое полугодие 2025 года объявила свыше 107 тысяч уголовных дел по дезертирству — это лишь признанные случаи. В этот же срок в ВС РФ поступили на службу более 210 тыс. контрактников и свыше 18 тыс. добровольцев.

Есть говорящая статистика: соотношение количества переданных тел украинских и российских солдат. По данным Министерства обороны России, на минувшей неделе Украине передано 1000 тел, России вернули 19. Современная война часто не оставляет шанса на сдачу, остаться в живых можно, лишь сбежав с фронта. И в украинских окопах это понимают.

Сильную руку России обеспечивает выигрыш темпа в войне на истощение и неумолимый наступательный каток

Дипломатическая «киллзона» вокруг украинского кризиса имеет те же характеристики: стремительно обрушить позиции у противников не получилось, любая инициатива видна как на ладони и немедленно подвергается атаке, свои намерения приходится маскировать. И все же российское упорство и здесь выйдет победителем — для нас это жизненный приоритет.