Внедрение искусственного интеллекта в школьное образование не модный тренд, а неизбежный этап эволюции системы обучения. Мир постепенно будет переходить к новой образовательной парадигме: от обезличенного обучения — к персонализированному, от рутинного труда учителя и ученика — к творчеству, от пассивного усвоения — к активному диалогу с технологией. Однако путь к этой школе будущего требует не слепого следования за инновациями, а осознанного, этичного и ответственного подхода.
Один из наиболее острых вопросов — какова будущая роль учителя в новой системе. К настоящему времени оформились две полярные точки зрения, отражающие глубокое противоречие между сторонниками замещения человека технологиями ИИ и теми, кто отстаивает гуманистические основы педагогики.
Первая точка зрения: учитель — незаменимый центр образовательного процесса. Сторонники этой позиции утверждают, что учитель — это не просто передатчик знаний, а наставник, мотиватор, психолог и воспитатель. Его роль невозможно свести к алгоритму. Образование — это не только усвоение информации, но и развитие критического мышления, эмоционального интеллекта, обретение социальных навыков, умения общаться с другими людьми, развития чувства ответственности и любви к Родине. Именно учитель развивает интерес к предмету, помогает преодолеть трудности, вдохновляет на открытия. Таким образом, ИИ может быть полезным инструментом, но не заменой. Он способен автоматизировать рутину, освобождая время учителя для более важных задач: индивидуальной работы с детьми, проектного обучения, диалога.