Внедрение искусственного интеллекта в школьное образование не модный тренд, а неизбежный этап эволюции системы обучения. Мир постепенно будет переходить к новой образовательной парадигме: от обезличенного обучения — к персонализированному, от рутинного труда учителя и ученика — к творчеству, от пассивного усвоения — к активному диалогу с технологией. Однако путь к этой школе будущего требует не слепого следования за инновациями, а осознанного, этичного и ответственного подхода.
Один из наиболее острых вопросов — какова будущая роль учителя в новой системе. К настоящему времени оформились две полярные точки зрения, отражающие глубокое противоречие между сторонниками замещения человека технологиями ИИ и теми, кто отстаивает гуманистические основы педагогики.
Первая точка зрения: учитель — незаменимый центр образовательного процесса. Сторонники этой позиции утверждают, что учитель — это не просто передатчик знаний, а наставник, мотиватор, психолог и воспитатель. Его роль невозможно свести к алгоритму. Образование — это не только усвоение информации, но и развитие критического мышления, эмоционального интеллекта, обретение социальных навыков, умения общаться с другими людьми, развития чувства ответственности и любви к Родине. Именно учитель развивает интерес к предмету, помогает преодолеть трудности, вдохновляет на открытия. Таким образом, ИИ может быть полезным инструментом, но не заменой. Он способен автоматизировать рутину, освобождая время учителя для более важных задач: индивидуальной работы с детьми, проектного обучения, диалога.
Передача ключевых педагогических функций машине — это риск дегуманизации школы, превращения ее в «обучающий конвейер», где уже сам ученик становится обезличенным набором данных.
Вторая точка зрения: ИИ берет на себя весь процесс обучения. Сторонники этой позиции считают, что традиционная модель школы устарела. Учитель часто ограничен временем, ресурсами и субъективностью. ИИ способен работать 24/7, выявлять пробелы в знаниях и подбирать индивидуальную траекторию обучения для каждого ученика. Серьезным аргументом является нехватка квалифицированных педагогов во многих странах, особенно глобального Юга, особенно в сельских и удаленных районах.
По мнению адептов этой точки зрения, среди которых можно назвать Сэма Альтмана, генерального директора OpenAI, в долгосрочной перспективе сама профессия учителя может измениться до неузнаваемости. Учитель станет наставником по запросу, и его роль сведется по большей части к административным функциям. А основным «обучателем» станет ИИ.
Несмотря на всю радикальность позиций, можно предположить, что в итоге истина в этом споре окажется где-то посередине и будет найден баланс. Мировой опыт уже сейчас дает основания для таких выводов.
Как государства развивают образовательные ИИ-системы
Ведущие страны мира, внедряющие ИИ в систему образования, можно условно разделить на две группы. Одни ищут долгосрочную стратегию, которая сочетала бы в себе инновации, гуманистические ценности и национально-культурные особенности страны. Другие государства предлагают универсальные коммерческие ИИ-продукты для глобального внедрения в школьную практику без привязки к стране или культуре.
Основное направление развития технологий в этой сфере будет связано с развитием ИИ-агентов, которые, по мнению технооптимистов, должны заменить учителя, а по мнению сторонников традиционной модели — выполнять роль тьютора и помощника для решения рутинных задач.
Первая стратегия, условно назовем ее китайско-южнокорейской, основана на стремлении создать суверенную ИИ-модель с опорой на национально-культурные ценности.
В качестве альтернативы ChatGPT Китай продвигает свои LLM (Large Language Models) модели: DeepSeek и Baidu ERNIE Bot. Среди образовательных моделей стоит отметить ИИ-ассистент iFlyTek Spark. Он проверяет письменные работы (эссе, сочинения), математические задачи и программные коды, предоставляет детальные комментарии и исправления. Эта модель интегрирована с виртуальными досками в классах и специальными планшетами у учащихся.
Есть в КНР и коммерческие проекты под узкие дидактические задачи. К примеру, это компания Squirrel AI, которая использует адаптивный ИИ-алгоритм, основанный на концепции «интеллектуального сопровождения знаний» (Intelligent Adaptive Learning, IAL). По сути, это ИИ-репетитор для успешной сдачи экзамена Гаокао (高考, gāokǎo), аналога российского ЕГЭ.
При этом государство строго регулирует доступ к ИИ ресурсам: например, ученикам начальной школы запрещено самостоятельно использовать генеративный ИИ. Китайские эксперты подчеркивают, что ИИ не может заменить эмоциональный интеллект, креативность и моральное руководство учителей. Другой особенностью китайской модели является серьезная идеологическая составляющая.
Южная Корея тоже стремится внедрять ИИ на основе суверенной универсальной модели. В 2025 году начат конкурс команд для создания суверенного ИИ (Foundation Model). В нем участвуют LG, Samsung, Naver, стартапы и вузы. Государство выделило 240 млрд вон (180 млн долларов) и ресурсы (чипы, данные, кадры).
В дидактическом плане Южная Корея тяготеет к модели активного замещения учителя. По мнению реформаторов, педагоги должны перейти от лекций к организации дискуссий, развитию критического мышления. По сути, ИИ берет на себя основные образовательные функции: базовое объяснение нового материала и проверку заданий. Роль учителя сводится к организации дискуссий на школьных уроках, тем самым учитель исключается из образовательного процесса как основной источник знаний.
Внедрение искусственного интеллекта в школьное образование не модный тренд, а неизбежный этап эволюции системы обучения
В марте 2025 года министерство образования Републики Корея запустило план по интеграции цифровых учебников с ИИ. Цель — заменить к 2028 году традиционные пособия по всем предметам, начиная с математики, английского, информатики и корейского языка. В соответствии с задачами реформы электронные учебники должны будут динамически подстраивать контент под уровень ученика, предлагая персонализированные задания и траектории обучения. Однако после того, как 4 августа 2025 года Национальная ассамблея Южной Кореи приняла законопроект, согласно которому учебники, созданные с использованием искусственного интеллекта, классифицируются как учебные материалы, а не как официальные учебники, этот проект был заморожен. Решение было принято под давлением учителей и ряда депутатов, которые опасаются, что излишнее взаимодействие детей с электронными устройствами может сказаться на их здоровье.
Американская стратегия. В отличие от Китая и Южной Кореи США не стремятся к единой государственной модели, а активно развивают частные ИИ-платформы, которые, по мнению политического руководства страны, должны стать универсальными, глобальными моделями для всего мира.
В июле 2025 года компания OpenAI запустила проект Study Mode, в котором ИИ помогает разбираться в теме, а не просто выдает готовый ответ. Представители компании заявляют, что намерены превратить ChatGTP в настоящего наставника, который помогает понять материал.
В прошлом году компания выпустила ChatGPT Edu — версию чат-бота, созданную специально для университетов. В апреле Anthropic добавила аналогичный Learning Mode в Claude, а Google развивает AI Canvas и видеообзоры в NotebookLM.
Очевидно, что администрация США будет всячески способствовать тому, чтобы американские модели были доминирующими в глобальном масштабе исходя из обновленной при Дональде Трампе Доктрины США по искусственному интеллекту.
И вот, например, Эстония уже запустила программу AI Leap (также известную как TI-Hüpe 2.0), направленную на массовое внедрение ИИ в школы. Правительство ведет переговоры о лицензировании ChatGPT. ИИ будет адаптирован под государственную учебную программу, с акцентом на безопасность и минимизацию ошибок. Иными словами, Эстония планирует внедрить коммерческую образовательную ИИ-модель, разработанную США, в систему своего школьного образования на принципах лицензионного соглашения.
Очевидно, что такая концепция привлекательна для американских корпораций, так как открывает огромные перспективы для получения постоянной ренты с большого количества стран. Именно на таких условиях взаимодействия будет развиваться модель «американского ИИ-альянса» как в области образования, так и во многих других областях.
В дидактическом плане ИИ в США в целом пока рассматривается как инструмент помощи учителю, а не его замена.
Суверенный ИИ: когда алгоритмы отражают национальную идентичность
По всей видимости, для стран, которые стремятся отстаивать свой технологический суверенитет, таких как Россия, постепенно будет формироваться иерархия различных ИИ-моделей, основанных на национальных технологических разработках. От высших, уровня так называемого общего искусственного интеллекта (AGI), который будет решать задачи в области государственного управления, безопасности, природопользования и пр. и будет представлять собой суверенный ИИ в статусе национального достояния, к моделям более низкого, специализированного плана, отраслевого и прикладного значения. Модель ИИ для школьного образования будет именно такой отраслевой моделью.
Понятие суверенного искусственного интеллекта уровня AGI выходит за рамки технической независимости. Это ИИ, разработанный внутри страны, на основе национальных данных, языка, культуры и ценностей. Такой ИИ не просто работает на родном языке — он «понимает» контекст: исторические события, литературные образы, моральные нормы и ценности, школьные стандарты.
Использование внешних ИИ-моделей в системе образования — это не просто технологическая зависимость, а риски для национальной безопасности в гуманитарной сфере. Если ребенок учится с помощью ИИ, обученного на данных из другой страны, он может получать искаженную интерпретацию исторических событий, прививку чуждых ценностей, не понимать литературные сюжеты родных авторов.
Внедрение ИИ в систему школьного образования может развиваться только на базе суверенной ИИ-модели, которая должна иметь статус общественного достояния и финансироваться государством. Это однозначно должна быть специализированная модель, созданная с нуля под задачи школьного образования. Для обучения этой модели нет необходимости использовать широкий круг данных, вполне достаточно тех, которые непосредственно связаны со школьным образованием и олимпиадами. Такая модель будет значительно более точной в выдаче данных, так как все данные, на которых она будет обучаться, будут иметь самый высокий уровень верификации.
В настоящее время практически все универсальные модели грешат тем, что выдают «галлюцинации» (предоставляют неточную информацию). Протестированные универсальные модели от различных разработчиков отвечали неверно более чем на 60% запросов. А после упрека соглашаются с тем, что это «галлюцинации» с определенным сопротивлением. Естественно, что для образовательной ИИ-модели такие ситуации в принципе недопустимы. Но если учитывать ограниченность тех данных, на которых будет обучаться специализированная школьная ИИ-модель, эту ситуацию можно будет с большой долей вероятности исключить.
Другим важным требованием к школьной ИИ-модели будет ее автономность — иными словами, эту модель необходимо полностью изолировать от контента в интернете. Ответы ИИ должны полностью соответствовать учебной программе, использовать корректные источники и отражать одобренную Минпросвещения трактовку событий, особенно в гуманитарных предметах. Все факты, даты, формулы, цитаты должны быть проверяемыми. Образовательная ИИ-модель ни при каких условиях не должна допускать воспроизведение деструктивного контента, обязана иметь высокий уровень эмпатии и стремиться исключительно к позитивному взаимодействию с ребенком. А персональные данные учеников, родителей и учителей должны быть максимально защищены.
Отдельно нужно сказать о закрытости концевой консоли: почему обычный планшет — это плохое решение. Прежде всего это связано с тем, что, если учебный планшет будет иметь открытый доступ в интернет, ребенок будет использовать его не только для обучения, но и для развлечения, причем прямо на занятиях.
Поэтому, к примеру, Сингапур с 2020 года внедряет национальные цифровые устройства для школьников SLS Device (Student Learning Space Device). Они работают в защищенной среде с ограниченным доступом. Ученики могут использовать образовательные платформы, включая ИИ-тренажеры, но не могут выйти за пределы утвержденного контура.
Проекты «Российская электронная школа» и «Московская электронная школа» уже работают как закрытые образовательные платформы. Разрабатываются отечественные ОС (например, Astra Linux, Роса ОС) и аппаратные решения на базе российских процессоров. Внедряются системы фильтрации интернет-трафика в школах (по закону об интернет-безопасности).
Однако до полноценной закрытой системы пока далеко. Большинство школ используют обычные устройства с доступом в интернет. Дети свободно устанавливают ChatGPT, Gemini, Copilot и другие ИИ-сервисы. Нет единой политики по блокировке нерелевантного или опасного контента.
Ограничение доступа в интернет через школьное устройство — это не цензура, а защита. Ребенок должен учиться в среде, где информация проверена, алгоритмы этичны, а технологии служат образовательной, а не коммерческой цели.
В России концепция суверенного ИИ активно обсуждается, особенно в контексте импортозамещения и информационной безопасности. Ведется разработка отечественных языковых моделей «СберАврора образование», YaLM. Они обучаются на русскоязычных текстах, включая учебные материалы. Минпросвещения и Минцифры работают над созданием национальной образовательной платформы на базе отечественных технологий.
Проблема в том, что национальные модели пока уступают по качеству западным, особенно в понимании сложных текстов и контекстов. Кроме того, нет единой государственной политики по внедрению суверенного ИИ в образование.
Использовать суверенный ИИ не значит «закрыться от мира». Для России, с ее многонациональным населением, сложной историей и уникальной культурой, развитие суверенного ИИ в образовании не роскошь, а стратегическая необходимость.
ИИ-дидактика
Теперь обсудим некоторые базовые вопросы, которые возникают в связи с внедрением ИИ в систему образования.
Наибольшие опасения как педагогов, так и родителей связаны с тем, что использование ИИ может снизить мотивацию учеников к приобретению новых знаний. Вопрос звучит резонно: зачем получать новые знания, если компьютер и так все знает и может дать ответ на любой вопрос? «А географию зачем учить? Извозчик довезет!» — считает героиня комедии Фонвизина мать невежественного Митрофанушки.
Однако ИИ не повезет, если вы не укажете ему направление. ИИ не только не снижает требования к уровню общего образования, а наоборот, значительно повышает их, потому что, если вы хотите получить умные ответы, вы должны уметь задавать умные вопросы, а это требует глубоких фундаментальных знаний.
Сейчас, когда ученики старших классов пытаются использовать ИИ для создания презентаций с помощью сервисов, основанных на работе искусственного интеллекта, возникают весьма забавные ситуации: у ребят недостаточно знаний для того, чтобы проверить, насколько адекватный получился результат. Если про Древний мир и Александра Македонского эти сервисы могут сделать вполне приличную презентацию, то проект о Восстании декабристов на Сенатской площади получается с большими ошибками и откровенными ляпами. В результате все выглядит и глупо, и смешно. Без глубокого знания исторических фактов и всего исторического контекста, начиная с архитектуры и заканчивая одеждой, сделать качественную презентацию не получится.
Многие эксперты часто говорят, что в рамках существующей модели образования трудно развивать творческое мышление у детей. В этом есть своя правда, так как дидактическая модель современной школы сформирована как конвейер, и в этой системе действительно не так много пространства для индивидуального творчества учащихся. Но попытки трансформации в сторону развивающих направлений часто приводили к снижению общего уровня образования.
Возможности ИИ-технологий позволяют создать практически безграничное пространство для индивидуального творчества без ущерба для качества усвоения знаний, наоборот, только усиливая такие требования. Особенно это будет ярко проявляться в проектной деятельности, которая требует от учащихся творческого подхода к изучаемым предметам и, что очень важно, развивает умение находить междисциплинарные взаимосвязи. Это исключает нередкие ситуации у отличников, когда человек хорошо учится, но совсем не может использовать имеющиеся знания и навыки в повседневной жизни.
Когда говорят об ИИ в школе, отмечают возможность создания для учащегося индивидуальной траектории обучения. Для более умных детей — более сложные задания, для тех, кто отстает, — попроще. Такая индивидуализация имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Плюс в том, что ребенок со средними способностями не перегружен сложными заданиями и поэтому находится в спокойном психологическом состоянии, успевая по всем предметам. Тогда как талантливый ребенок идет по своей траектории, в полной мере развивая таланты и способности.
Отрицательной стороной индивидуализации является возникновение предвзятости со стороны машины. К примеру, ребенок имеет хорошие способности, но у него возникли проблемы в семье и поэтому снизилась успеваемость. Машина может это оценить как психологическую особенность ребенка и сформировать для него «облегченную» модель обучения. В результате такая предвзятость может быть жестко зафиксирована, и ее преодоление будет связано со значительными трудностями.
Понять ребенка, разобраться в ситуации, предотвратить возникновение предвзятости обязан учитель, и у него должны быть для этого все необходимые компетенции педагога-психолога.
Если мы исходим из позиции сохранения учителя как основного актора в процессе передачи знаний, ИИ должен выполнять роль помощника учителя во время проведения урока. Как может выглядеть, к примеру, урок истории? Учитель объясняет материал, при этом у него появляется возможность голосом вызывать необходимые иллюстрации, анимированные карты, видеосюжеты на интерактивной доске, которые иллюстрируют его рассказ. Учитель может организовать дискуссию по сложному вопросу с участием учеников и ИИ. Кроме того, он может дать дифференцированные задания в соответствии с уровнем и возможностями каждого ученика для закрепления изученного. И эти задания сразу же появятся на планшетах учащихся.
Отдельно нужно упомянуть те огромные возможности, которые открывают технологии виртуальной реальности (VR-технологии) для наглядности изучаемого материала. Надев VR-гарнитуру, ученики вместе с учителем могут стать участниками исторических событий, пройти по городам мира, посетить джунгли и пустыни, провести эксперименты, которые опасно проводить в реальности.
Если ребенок учится с помощью ИИ, обученного на данных из другой страны, он может получать искаженную интерпретацию исторических событий, прививку чуждых ценностей, не понимать литературные сюжеты родных авторов
Урок становится мобильным и наглядным, эмоционально глубоким. При этом не отменяется и полноценный, хорошо подготовленный доклад ученика по узкой теме или, как уже говорилось выше, демонстрация проекта (видеоролика, компьютерной игры). Простой пересказ не будет иметь смысла, так как ученик будет делать это во время подготовки домашнего задания с ИИ-тьютором.
Конечно, при наполнении класса в 30 человек и более такой урок-коллоквиум организовать будет сложно, но, по всей видимости, ситуация будет развиваться в сторону уменьшения числа учеников в классах по причине широкого человекозамещения роботами и отраслевыми ИИ-агентами людей в других отраслях экономики. Поглотить этот огромный объем безработных сможет только социальная сфера, и образование будет той отраслью, которая имеет для этого большой потенциал.
Роль ИИ-тьютора
Наконец, обсудим и работу ученика над домашним заданием. Это, пожалуй, наиболее радикальная часть трансформации методики школьного обучения. Дискуссия об отмене домашних заданий вызвана в основном тем, что дети перегружены дополнительными занятиями с репетиторами ввиду низкого качества обучения в школе, что, естественно, приводит к дилемме: зачем тратить время на ненужные школьные домашние задания, если можно его потратить на работу с репетитором и решение домашних заданий, которые дает репетитор? Причем среди репетиторов дискуссии об отмене домашних заданий нет.
Радикальные изменения в дидактике будут связаны с технологией ИИ-агента, или, точнее, ИИ-тьютора, который будет взаимодействовать с учеником в процессе работы над домашним заданием. Отличительной особенностью новой ИИ-дидактики будет смещение фокуса внимания с письменных ответов на ответы устные и на практические проекты. Так как внедрение ИИ приводит к радикальной инфляции письменного текста, предпочтительным вариантом становится устный ответ домашнего задания ИИ-тьютору. Он сможет задавать наводящие вопросы, корректировать и оценивать не только ответ, но и ход мышления, давать дополнительные разъяснения, если у ученика возникли трудности в понимании материала. Конечно, можно возразить, что решение математического примера может идти в режиме реального времени на планшете, но в любом случае будет правильным, если оно будет сопровождаться устным ответом ученика.
По большому счету такая дидактическая ситуация уже присутствует в работе современных педагогов. Так, репетиторы по математике, которые работают дистанционно, требуют от ученика устно объяснить ход решения задачи. Именно это позволяет выяснить, насколько усвоен материал: списал он решение из интернета, решил с помощью ИИ или же разобрался и понимает, как решаются такие задачи. Иными словами, устный ответ в ИИ-дидактике станет одним из важнейших элементов работы над домашним заданием.
Такой подход самым положительным образом скажется на качестве образования в целом и развитии уровня мышления у детей. Наш выдающийся психолог Лев Выготский отмечал, что развитие речи — это не просто освоение языка, а ключевой фактор формирования мышления. Речь становится «инструментом ума», позволяя ребенку осмысливать опыт, строить суждения, решать задачи и взаимодействовать с миром на более высоком уровне. Поэтому поддержка речевого развития в школьном возрасте имеет решающее значение для общего интеллектуального роста ребенка.
Важным аспектом внедрения ИИ будет непрерывный мониторинг усвоения знаний, что во многом позволит снизить значимость контрольных и проверочных работ и тем самым смягчить уровень стресса в процессе обучения, а в перспективе и вообще отменить итоговые и вступительные экзамены. Непрерывный мониторинг знаний ученика позволит дать куда более объективную картину его уровня, чем связанный со многими случайными обстоятельствами, наполненный стрессовой атмосферой экзамен. Помимо прочего, такой мониторинг позволит выявлять наиболее талантливых учеников, а также проводить по-настоящему глубокую профориентацию.
Очевидно, что именно при самостоятельной работе ученика с ИИ-тьютором возникают наибольшие риски психологического плана, поэтому к школьной ИИ-модели должны предъявляться самые строгие требования в плане этичности и эмпатии. Машина не должна создавать стрессовую ситуацию для ребенка, если у него не получается в конкретном случае разобраться в материале, не заваливать его все новыми заданиями и тестами, а сообщить учителю о возникшей ситуации. Таким же образом будет использоваться ИИ и при работе над проектом. По сути, это будет вариант соавторства, где ученик выступает в качестве мастера-творца, а ИИ — его подмастерья.
Помимо всего вышесказанного, для России, где в дополнение к перегруженности учителей и большим классам в городских школах имеется большая проблема с комплектацией школ учителями в сельской местности и в отдаленных районах, ИИ-тьюторы могут стать качественным решением проблем комплектования. ИИ-учитель, так или иначе, лучше, чем его отсутствие. Даже если на всю школу имеется только один учитель, который, по сути, будет выступать в роли педагога-куратора, то и в этом случае у детей появляется возможность получить по-настоящему качественное полноценное образование.
Несколько слов необходимо сказать и о рисках внедрения ИИ-технологии. Прежде всего это цифровой аутизм, который уже сейчас проявляется и о котором в последнее время много говорится в СМИ. Это явление связано в основном с социальными сетями, коммуникация в которых становится важнее, чем общение в реальной жизни. ИИ эту ситуацию может усугубить.
Надев VR-гарнитуру, ученики вместе с учителем могут стать участниками исторических событий, пройти по городам мира, провести научные эксперименты
Разговор с ИИ-агентом, который изначально настроен на то, чтобы вызывать симпатию и быть максимально услужливым, создает ситуацию максимально комфортного психологического общения. Для детей, особенно в пубертатном возрасте, когда возникают конфликты с родителями и сверстниками, суррогатное общение с ИИ позволяет компенсировать, а в итоге и заместить общение с реальными людьми, тем самым нарушая процесс социальной адаптации в обществе. Особенно это актуально для детей, которые находятся на семейном обучении. Может возникнуть ситуация, когда большую часть своего времени ребенок будет общаться с искусственным интеллектом, что в итоге серьезно скажется на его психологическом развитии.
ИИ-родители
Естественным образом возникает вопрос: как быть сейчас, когда ИИ-инструменты пока не стали частью образовательного процесса, а проблемы с использованием общедоступных ИИ-моделей уже налицо? Зачастую вопрос ставится радикально: запрещать или не запрещать детям пользоваться искусственным интеллектом при работе над домашним заданием? В особенности это касается математики.
Ответ достаточно прост. Любой запрет в использовании такой технологии скорее имеет отрицательный эффект, чем положительный. Необходимо объяснить детям, а самим родителям — понять, что ИИ может быть мощным помощником в процессе обучения, не только для выполнения задания, но и для дополнительного разъяснения сложного материала и контроля за усвоением изученного.
Однако в текущей ситуации родителям самим придется выполнять функции ИИ-тьютора и проверять домашние задания именно в устной форме, требовать от детей, чтобы они не просто предоставили письменное решение, а объяснили, как они это решение получили.
Простой пример. Ученик пятого класса решил математическую задачу, а точнее, ИИ решил за него эту задачу. В итоге ребенок принес показать родителю, что его «домашка» сделана. Родитель должен попросить его объяснить ход решения или попросить ИИ сгенерировать похожий пример и попросить ребенка решить его. Причем с мобильного телефона это можно сделать голосом. Машина может создавать примеры в неограниченном количестве. И сразу становится ясно, понял ребенок материал или схалтурил.
Такая же ситуации и с гуманитарными знаниями. Конечно, можно просто по традиции попросить пересказать выученный урок, но можно сделать запрос ИИ сгенерировать контрольные вопросы по теме (это займет не более минуты), и стразу станет ясно, усвоен материал или нет. В случае, если ребенок будет просить родителя объяснить ему непонятный материал, ИИ тоже можно использовать для объяснения сложных вопросов. Однако при формировании запроса к ИИ необходимо четко указывать, на какой возраст это объяснение должно быть рассчитано. Машина прекрасно адаптируется под такие требования. Так что родители сами должны понимать особенности работы ИИ и его возможности.