По данным Росстата, в июле объем промышленного производства несколько сократился — на 0,5% относительно июня (сезонность устранена).
И это при том, что поддержку выпуску оказывают отрасли с доминирующим присутствием оборонных производств, тогда как выпуск гражданских обрабатывающих секторов уменьшается с начала года. Согласно оценкам ЦМАКП, это снижение притормозилось во втором квартале, но в июле снова ускорилось — до −0,6% к июню (сезонность устранена).
Добыча полезных ископаемых с лета 2022 года медленно снижалась, но в последние месяцы стабилизировалась. Динамика добычи полезных ископаемых в значительной мере определяется добычей нефти. По косвенным оценкам Владимира Бессонова из института «Центр развития» НИУ ВШЭ, тенденция медленного сокращения добычи нефти с весны 2025 года сменилась некоторым оживлением. Добыча угля, напротив, с весны снижается, оставаясь на высоком уровне. Добыча природного газа и газового конденсата снижается с осени 2024 года. Добыча металлических руд с начала текущего года стабильна. Добыча прочих полезных ископаемых заметно снижается с весны. Объемы предоставления услуг в области добычи полезных ископаемых стабильны вблизи исторического максимума.
Ухудшение тенденций промышленного производства обусловлено главным образом динамикой обрабатывающих производств, указывает Владимир Бессонов. Снижение объемов производства в последние месяцы наблюдается в производстве пищевых продуктов, кожи и изделий из кожи, бумаги и бумажных изделий, полиграфической деятельности, производстве резиновых изделий, металлургическом производстве, выпуске электрического оборудования, мебели, ювелирных изделий. Серьезный спад с конца 2024 года наблюдается в таких важных видах деятельности, как производство автотранспортных средств и производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава.
ЦМАКП отмечает продолжающийся спад в производстве стройматериалов. После относительно стабильного 2024 года с начала 2025-го в отрасли наблюдается достаточно интенсивное сокращение выпуска, при этом, если в первом квартале снижение составляло в среднем на 1,2% в месяц, то во втором квартале оно ускорилось до 1,9% в среднем за месяц. В результате к июню производственная активность в отрасли опустилась почти до уровня пятилетней давности — лета «ковидного» 2020-го.
В то же время оживление на протяжении последних месяцев демонстрируют производство табачных изделий, текстильных изделий, компьютеров, электронных и оптических изделий (на очень высоком уровне).
ВВП РФ в июле притормозил свой рост. По оценке Минэкономразвития, к июлю 2024 года он вырос на 0,4% после 1,0% месяцем ранее. Рост по итогам семи месяцев МЭР оценивает в 1,1%.
Инвестиционная активность во втором квартале текущего года резко снизилась. Вложения в основной капитал в постоянных ценах оказались лишь на 1,5% больше, чем в апреле‒июне прошлого года, тогда как в первом квартале рост составлял 8,7%. Тем не менее даже такой скромный прирост МЭР трактует оптимистично — с учетом крайне высокой накопленной базы прошлых лет. По итогам года Минэкономразвития прогнозирует замедление роста инвестиций до 1,7% после 7,4% по итогам прошлого года. В следующем году, согласно ожиданиям министерства, инвестиции увеличатся на 3%.
Несмотря на некоторое оживление розничных продаж в июле (годовой темп роста в постоянных ценах вырос до 2% против 1,2% в предыдущем месяце), говорить о преодолении стагнации покупательной активности пока преждевременно, особенно если учесть, что динамика реальной зарплаты в конце второго квартала оживилась — 5,1% к июню 2024 года против 4,2% в мае. Охлаждение сберегательной активности населения развернулось уже в августе — вслед за снижением ключевой ставки ЦБ и депозитных ставок банков.