В 1901 году Шведская королевская академия наук назвала первых лауреатов Нобелевской премии по физике и химии, а Нобелевская ассамблея Королевского института огласила результаты своего голосования по выбору лауреата по физиологии и медицине.
С тех пор к результатам определения главной премии научного мира приковано всеобщее внимание. Естественно-научные премии присуждались ежегодно, за редкими исключениями. В частности, не до премий было в начале Второй мировой войны ― премия не присуждалась в 1940–1942 годах.
На протяжении века с четвертью нобелевская научная институция, несмотря на непрекращающийся поток мелких придирок и серьезных вопросов к обоснованности выбора лауреатов, сохраняет свой авторитет.
Какие же открытия глобального научного сообщества оказались премированы на этот раз?
Нобелиаты по физике экспериментальным путем доказали, что пропасть между явлениями макромира и наномира, описываемыми соответственно классической и квантовой физикой, не так велика, как было принято думать. Фактически речь идет о том, что исследователи сдвинули границу квантового мира в привычный нам макроскопический мир.
И это, безусловно, будоражит обывательское воображение куда сильнее, чем растиражированный комментаторами тезис, что достижения лауреатов приблизят срок массового внедрения квантовых компьютеров. Ведь толком еще не определены даже классы задач, кроме весьма специфических — криптографических, которые квантовый компьютер способен решать эффективнее, чем лучшие из старых добрых кремниевых.