Банк России снизил ключевую ставку на чисто символические 0,5 п. п., до 16,5% годовых. Чуть больше половины аналитиков, участвующих в различных консенсус-прогнозах, предполагали, что ставка останется на уровне 17%.
Это было вполне логичным предположением — исходя из динамики тех факторов, на которые ориентируется ЦБ. По всей видимости, последний поддался на давление правительства, которому нужен хоть какой-то экономический рост, и промышленности — что особо важно, оборонной.
0,5 п. п. ни на что особо не повлияют, разве что обозначат дальнейшую траекторию движения ставки. По оценкам экономистов и представителей различных отраслей, для значимого улучшения экономической ситуации ставку нужно снизить хотя бы до 12–14%. Между тем в обновленном среднесрочном прогнозе Банка России прогноз ключевой ставки на 2026 год, наоборот, повышен с 12–13% до 13–15%. Так что надежд на ее быстрое снижение ставки практически нет.
В качестве основных причин снижения всего лишь на 0,5 п. п. в ЦБ называют то, что устойчивые показатели текущего роста цен в годовом выражении остаются выше 4%, рост кредитования в последние месяцы активизировался, а инфляционные ожидания по-прежнему высокие.
По данным регулятора, большинство устойчивых показателей инфляции находятся в диапазоне 4–6% в пересчете на год. Годовая инфляция, по оценке на 20 октября, составила 8,2% и по итогам 2025 года ожидается в диапазоне 6,5–7,0%. Однако прогноз в отношении инфляции на конец будущего года был повышен с 4 до 4–5%, а в среднем за год — с 4,6–5,1% до 5,3–6,3%. Что интересно, в этот раз, комментируя свое решение, представители ЦБ большое внимание уделили действию разовых проинфляционных факторов. Это рост стоимости топлива, более быстрое, чем обычно в осенние месяцы, удорожание плодоовощной продукции, а также подстройка цен и реакция инфляционных ожиданий на предстоящее повышение НДС. Еще месяц назад, когда Минфин России вносил в правительство РФ проект бюджета с повышением НДС, Банк России считал, что влияния на инфляцию это не окажет.