К большим войнам готовятся десятилетиями, но начинаются они всегда внезапно. И даже если все временнóе пространство между очевидными приготовлениями и вероломным нападением заполнить честными прогнозами экспертов, разведчиков, ученых, военных и дипломатов, всегда окажется, что к первому выстрелу будто бы никто и не был как следует готов.
В Европе наконец-то открыто объявили подготовку к будущему масштабному вооруженному конфликту с Россией. Начали ее, впрочем, давно, но это уже не важно: куда большее значение имеют место и время первого удара, который будет решено признать в качестве casus belli, а также средства, которыми будет исполнен последующий. Стоит учесть, что в любом из вариантов это может быть все что угодно, включая невоенные методы — как сейчас принято говорить, гибридные.
Между тем у Европы нет быстрых способов подготовиться к войне: причиной тому финансовый и политический кризис, а также видимая и, скорее всего, временная смена политики по отношению к европейской элите со стороны США. Но несмотря на все сложности и внутренние противоречия, Европа милитаризируется, и результат через несколько лет скорее всего будет.
Осознание серьезности момента у руководства России присутствует: не далее как 21 октября директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин подтвердил готовность к конфликту: «Мы, безусловно, видим приготовления европейских союзников по НАТО к войне с нашей страной. Поставлена задача в сжатые сроки обеспечить всеми необходимыми ресурсами предназначенные для этого натовские Союзные силы реагирования».