Важным достижением 2025 года в российском ТЭКе стал запуск полномасштабного экспорта сжиженного природного газа с возглавляемого «НоваТЭКом» заполярного международного проекта «Арктик СПГ — 2», находящегося под блокирующими санкциями США.
По итогам 11 месяцев с завода на полуострове Гыдан отправлено 1,1 млн тонн СПГ в Китай. Мечта американцев, наших принципиальных конкурентов на глобальном рынке СПГ, похоронить флагманский проект «НоваТЭКа», развеялась в прах.
«Наша цель — убить этот проект», — без обиняков заявил в отношении «Арктик СПГ — 2» помощник госсекретаря США Джеффри Пайетт в ноябре 2023 года, после второй по счету волны санкций американского минфина в отношении ненавистного заокеанским «партнерам» предприятия. А всего таких волн было пять: санкционирована компания — оператор проекта, все его логистические звенья (оператор перегрузочных комплексов и сами эти комплексы, верфь «Звезда», где строятся газовозы для проекта, «Совкомфлот» как будущий владелец этих судов и даже сами строящиеся танкеры). В порядке вторичных санкций черную метку американского казначейства получили и ряд иностранных компаний из Китая, Индии, ОАЭ, Сингапура и Гонконга, которые помогали произвести и доставить в Россию технологические модули будущего завода.
Несмотря на тотальный санкционный пресс, строительство завода продолжалось. В декабре 2023 года заработала первая технологическая линия мощностью 6,6 млн тонн в год, в мае 2025-го — вторая аналогичной мощности. Однако долгое время наладить сбыт санкционного гыданского криопродукта не удавалось: в прошлом году несколько пробных партий не нашли покупателей и были зарезервированы на плавучих перегрузочных комплексах у Кольского полуострова и у восточного побережья Камчатки. Крупнотоннажный завод не может сжижать «про запас»: работающий по соседству с «Арктик СПГ — 2» завод «Ямал СПГ» способен заполнить весь свой резервуарный парк за четыре-пять суток. В отсутствие экспорта пришлось расхолаживать первую линию на Гыдане, фактически останавливать работу второй и параллельно замораживать добычу предназначенного к сжижению газа. Один из крупнейших в мировой СПГ-отрасли гринфилд стоимостью 21 млрд долларов висел на волоске.
И вот в конце августа нынешнего года западные новостные агентства сообщили, что танкер с санкционного проекта «Арктик СПГ — 2» замечен под разгрузкой у регазификационного терминала в китайском порту Бэйхай. За следующие неполные четыре месяца рейсы судов в этот порт стали обыденностью. А в декабре здесь была разгружена первая партия СПГ с также санкционированного американцами среднетоннажного завода «Газпром СПГ Портовая». И ничего поделать с этим США не могут, хотя еще в феврале 2024 года были упреждающе санкционированы оператор порта Бэйхай и ее «дочка», управляющая СПГ-терминалом. Китайское руководство назначило Бэйхай «точкой входа» для санкционного российского СПГ, и никакие другие китайские либо иностранные суда в этот порт теперь не заходят. А поскольку все участники схемы уже санкционированы, никаких рисков они более не несут: расчеты, как можно предположить, ведутся исключительно в валютах, недоступных для мониторинга и блокировки со стороны американского минфина.

