Гегемон без обязательств. О чем на самом деле новая Стратегия национальной безопасности США

22 декабря 2025, 00:00

EPA/MICHAEL REYNOLDS
Стремление к планетарному лидерству у нынешней американской администрации никуда не делось
Читайте Monocle.ru в

Под конец 2025 года администрация Дональда Трампа удивила перезагрузкой Стратегии национальной безопасности. Это основополагающий документ Соединенных Штатов в области военно-политического планирования.

В нем традиционно перечисляются приоритеты и цели государственной политики на международной арене, а также дается общее видение вызовов и угроз, стоящих перед страной.

В России новую стратегию восприняли скорее с позитивом: нашей страны не оказалось в списке врагов и даже в перечне соперников, которым американцы готовы противостоять. Больше всего досталось Европе: документ прямо называет Старый Свет умирающей цивилизацией, а также делает пас новым европейским политическим «патриотическим силам»: под ними, очевидно, подразумеваются консервативные политики вроде венгерского премьер-министра Виктора Орбана, партии «Альтернатива для Германии» и другие потенциальные союзники Трампа в Европе.

Ряд экспертов и вовсе поспешили назвать новую стратегию изоляционистской: мол, фокус внимания США уходит из Европы, НАТО стоит перестать воспринимать как постоянно расширяющуюся структуру и вообще времена, когда «США, подобно Атласу, удерживали на себе весь мировой порядок, прошли». Доктрина Монро, сформулированная в начале XIX века, действительно упоминается в тексте новой стратегии. США концентрируют внимание на собственных проблемах и на Западном полушарии, а о прямом военном противостоянии с тем же Китаем в ней не говорится. Тем не менее в стратегии вовсе не обосновывается изоляционизм, а говорится о перераспределении приоритетов и очерчиваются зоны приоритетного влияния.

Стремление к планетарному лидерству у нынешней американской администрации никуда не делось. США лишь отходят от прежней практики обосновывать вмешательство во внутренние дела других государств идеологическими принципами. Теперь Америка стремится утвердить экономическое и научно-техническое превосходство над остальным миром, а мощный военный потенциал позволяет ей продавливать свои интересы, подкрепляя доминирование подчас в обход честной конкуренции.

«Наши элиты жестоко просчитались относительно готовности Америки вечно нести на себе бремя глобальных тяжестей, с которыми американский народ не видел никакой связи», — говорится в самом начале документа. Гегемон никуда не уходит, он просто больше не хочет нести ответственность ни за свои действия, ни за все происходящее на планете.

Подробнее о сути обновленной стратегии и о внутриполитических раскладах в США рассказал доцент НИУ ВШЭ Дмитрий Новиков в материале «Перерождение гегемона».