Станки не по плану

Анжела Сикамова
Корреспондент издания «Монокль»
22 декабря 2025, 06:00
№3

Несмотря на заявленные меры поддержки, станкостроение в уходящем году столкнулось с падением производства. Профильная ассоциация настаивает на принятии новой стратегии развития отрасли

ЮРИЙ СМИТЮК/ТАСС
В СССР более 400 предприятий станкоинструментальной промышленности выпускали до 200 тыс. станков в год
Читайте Monocle.ru в

Ассоциация производителей станкоинструментальной продукции «Станкоинструмент» представила в правительство свои предложения по защите и развитию внутреннего рынка потребления станков. Она рекомендует упростить процедуру получения статуса отечественного производителя, ввести таможенные пошлины и изменить подходы к финансированию НИОКР.

Сейчас станкостроительная промышленность переживает не лучшие времена и критически зависит от поставок продукции из-за рубежа, хотя в последние годы производство росло. Так, по данным «Станкоинструмента», с 2021 года выпуск станков и кузнечно-прессового оборудования (КПО) в России более чем удвоился — с 9279 до 21 970 штук в 2024 году. Поставки станков и КПО из-за рубежа за тот же период увеличились в три раза — с 14 521 до 45 811 штуки.

Однако за девять месяцев этого года объем производства металлорежущих станков в физическом выражении сократился на 7%, станков с ЧПУ — на 5%, металлорежущего инструмента — на 14%, слесарно-монтажного инструмента — на 17%. И хотя выпуск КПО и литейных машин (ЛМ) за три квартала этого года вырос на 21% и по итогам года ассоциация рассчитывает на рост общего объема производства товаров и услуг, общие негативные тенденции налицо.

На недавнем совещании в Совете федерации «Станкоинструмент» представил свои рекомендации по развитию рынка, напомнив про свое предложение о скорейшей разработке и принятии до 20 декабря стратегии развития станкоинструментальной отрасли до 2035 года. Предыдущая версия этого документа была одобрена в 2020 году и очевидно устарела. Минпромторг отказался комментировать для «Монокля» обсуждение новой стратегии, хотя проблемам отрасли было, например, посвящено Всероссийское совещание по станкостроению при участии Минпромторга на прошлой неделе.

Меры поддержки

Как рассказал на совещании в Совете федерации заместитель директора департамента станкостроения и тяжелого машиностроения Минпромторга Юрий Кузнецов, национальный проект «Средства производства и автоматизации» в этом году «столкнулся с достаточно серьезным секвестром, финансирование было сокращено». Тем не менее министерство рассчитывает, что по финансовым показателям предприятия покажут рост. За девять месяцев, по данным Минпромторга, объем рынка составил немногим более 280 млрд рублей (215 млрд рублей — станки, 70 млрд рублей — инструменты). Из них 92 млрд рублей приходилось на российскую станкоинструментальную продукцию (60 млрд рублей — станки, 31,5 млрд — инструменты).

Ведомство продолжает загружать предприятия заказами на НИОКР, из которых могут вырасти новые производства и появиться новая продукция. Так произошло с инструментальным производством компании «Вириал» из Санкт-Петербурга, «тысячным проектом Фонда развития промышленности». Получив субсидии на научно-исследовательские работы «Вириал» запустил участки по роботизированному выпуску сменных пластин, а также стержней с внутренними каналами подачи смазочно-охлаждающей жидкости. Кузнецов отметил, что станкостроение — это та отрасль, где лимит займа от ФРП может быть увеличен со стандартного 1 млрд до 5 млрд рублей.

Так называемые спросовые меры Минпромторга включают компенсацию скидки на станкоинструментальную продукцию в размере 20% по внутренним контрактам и до 30% — по экспортным. А также льготные (5%) оборотные кредиты от МСП-банка для малого и среднего бизнеса.

Кроме того, в этом году в полную силу развернулось действие постановления правительства № 1875, по которому госзаказчики при закупке оборудования (включая станки и инструменты) обязаны проверять наличие российских аналогов через автоматизированную систему. Если отечественный завод готов предложить продукцию с нужными характеристиками, закупка импорта автоматически блокируется. Благодаря такому подходу заказчики, которые раньше не рассматривали российское оборудование вовсе, теперь вынуждены его покупать — и на практике убеждаются, что оно не уступает импортному, включая системы ЧПУ, заметил чиновник.

Проблемы с реализацией

Однако на практике многие из представленных государством мер поддержки не работают. Так, президент «Станкоинструмента» Георгий Самодуров признал, что в бюджете заложены солидные ресурсы на поддержку НИОКР. «Но если предприятие не обеспечивает результаты, предусмотренные в техническом задании на НИОКР, то оно оказывается в очень негативной ситуации. Возбуждаются дела, компании вынуждены возвращать выданные ресурсы. Часто производители опасаются прибегать к этому механизму из-за отсутствия права на ошибку», — заключает Самодуров.

При этом собственных средств на НИОКР у предприятий нет, Ассоциация отмечает «практически полное отсутствие отраслевых научно-исследовательских институтов».

Много вопросов у производителей к 719-му постановлению «О подтверждении производства российской промышленной продукции» и описанной в нем системе баллов. «Обрабатываешь деталь у себя на предприятии — получаешь три балла, заключил договор с заводом через дорогу — один балл», — описывает существующий механизм Самодуров.

Для сложных фрезерных или токарно-фрезерных станков набрать проходной балл (109‒115) без российской системы ЧПУ или невозможно, или требует полной локализации всей механической части (шарико-винтовой передачи, направляющих), что обойдется предприятию существенно дороже, отмечает Национальный союз производителей и поставщиков оборудования и инструмента для металлообработки (НСПОИМ).

Союз также обращает внимание на сложности с вхождением в реестр, в частности на непрозрачность аудита, отсутствие четкого регламента, непредсказуемые сроки. Так, производитель металлообрабатывающих станков с ЧПУ DM Technologies с 2023 года пытается получить статус российского производителя. В самой компании комментировать ситуацию отказываются. Но известно, что в ТПП РФ подана уже третья заявка от DM Technologies.

Компания «Семат» с лета пытается получить сертификат происхождения товара (СТ-1) на электрохимический станок Sk ЕСМ собственного производства. В октябре «Семату» было отказано с рекомендацией «изменить тип запрашиваемого документа» и включить станок в реестр по 719-му постановлению. Хотя, как рассказал «Моноклю» председатель правления НСПОИМ и глава компании «Семат» Павел Беликов, тип запрашиваемого документа был изначально согласован с ТПП. При этом под обязательство получить статус российского производителя «Семат» взял льготный кредит от МСП-банка под 5%, и сейчас над компанией нависла угроза доплаты процентной разницы.

Зависимость от импорта

Все участники признают сильную импортозависимость России. «Китай занял жесткую позицию доминирования на российском рынке. Разница в цене аналогичных моделей станков, продающихся в КНР и России, доходит до 50 процентов — китайским производителям власти компенсируют эту разницу. И мы становимся неконкурентоспособными на собственном рынке», — сетует президент «Станкоинструмента».

Одновременно Китай вводит ограничения на экспорт высокотехнологичного оборудования. Например, пятиосевые станки с точностью обработки выше 6 микрон без лицензирования поставить в Россию невозможно. А получить лицензию непросто, рассказал Самодуров. В связи с этим Ассоциация предлагает установить таможенные пошлины в размере до 50% на ввоз готовых станков и инструмента, аналоги которых производятся в России.

НСПОИМ выступает против этой инициативы. По мнению Беликова, безоглядное введение пошлин приведет к очередному росту цен. «Необходимо обнулить ввозные пошлины на все комплектующие к станкам. И облагать пошлинами лишь то оборудование, которое в России не производится», — считает председатель правления НСПОИМ.

Тем более что стоимость оборудования и так все время растет. С сентября этого года Китай на 57% поднял цены на твердый сплав карбида вольфрама, из которого производятся осевые инструменты, фрезы, сверла. «Так что цены на инструменты тоже существенно вырастут в следующем году», — прогнозирует Беликов.

По данным НСПОИМ, импорт вырос кратно и опередил рост отечественного выпуска. В 2024 году до 90% внутреннего потребления станкоинструментальной продукции обеспечивалась импортом. Из них 76% приходилось на Китай, через который также идут поставки по параллельному импорту.

Оценивая объем внутреннего рынка и импорта в денежном выражении, Минпромторг исходит в том числе из таможенной статистики. Но таможенная стоимость импорта несопоставима с конечной ценой продажи (наценка импортеров может достигать 200‒300%). Если считать в сопоставимых ценах, доля импорта оказывается еще выше. «Мы остаемся импортозависимыми в очень опасной мере и по станкам, и по инструменту, и по ключевым компонентам: направляющим, шпинделям, прецизионным подшипникам, ЧПУ», — констатирует глава НСПОИМ.

Механизмы запретов не кажутся ему эффективными. «1875-е постановление запрещает закупку импортного оборудования для оборонных нужд. С другой стороны, Китай вводит ограничения на экспорт в Россию станков двойного назначения. Все это создает риск дефицита критически важного оборудования», — полагает Павел Беликов.

Рост рынка в 2023‒2024 годах Беликов связывает скорее с небывалым объемом заказов со стороны оборонной промышленности, чем с мерами господдержки. «Специальная военная операция требует много снарядов, для которых нужна стружка. Чтобы снимать стружку, нужны станки», — объясняет он.

Оба отраслевых объединения сходятся во мнении, что рынку нужны новые игроки. «Станкоинструмент» предлагает в рамках нацпроекта «Средства производства и автоматизации» создать семь‒девять новых заводов по выпуску станков и два‒три производства комплектующих. Хотя истинное состояние парка металлообрабатывающего оборудования никому неизвестно. Последняя его перепись была в 1991 году, отметил Георгий Самодуров.

По мнению Павла Беликова, новых производителей надо искать среди крупных импортеров и инженерных компаний, у которых есть квалификация и ресурсы. «Мотивировать, заставлять, делать послабления тем, кто и производит, и импортирует. Но правда в том, что производить станки в нашей стране пока не очень выгодно — выгоднее деньги на депозит под 16 процентов положить, чем заниматься станкостроением, где окупаемость через десять лет», — заключает эксперт.

При этом в будущее глава производственной компании «Семат» смотрит «с опаской»: «Мы ощущаем значительное охлаждение и платежеспособности спроса, и возможности оплатить уже поставленное оборудование. Многие станки продаются в рассрочку, и это опасная ситуация. Если наши крупные заказчики из оборонки будут задерживать платежи или перестанут покупать, то производители и импортеры, которые масштабировались за последние два года, столкнутся с большими проблемами, убытками, может быть, с банкротствами».