Энергопереход уперся в медь

26 января 2026, 06:00
№5

Цена тонны меди превысила в начале 2026 года 13 тыс. долларов. То есть за год медь подорожала в полтора раза, ее стоимость достигла исторического рекорда.

Читайте Monocle.ru в

Поводом для спекуляции послужило обещание США ввести пошлины на ввоз этого метала в страну: трейдеры начали скупать его по всему миру и везти в Штаты, тем самым опустошив биржевые слады.

Тем не менее для ралли меди есть и фундаментальная причина. Спрос на нее агрессивно растет в последние годы, достигнув 28 млн тонн в год. Тогда как совокупное предложение новой меди (23 млн тонн) и вторичной (4 млн тонн) не поспевает за спросом. В итоге в 2026 году образовался дефицит, который был покрыт со складов. Запасы вымылись.

Но согласно прогнозу S&P Global, дефицит становится хроническим. Аналитики агентства считают, что к 2040 году спрос на медь вырастет в полтора раза и достигнет 42 млн тонн в год. Металл потребуется для массового строительства возобновляемых источников энергии, прокладки распределительных сетей, электромобилизации ― в последнем случае медь нужна как для самих автомобилей, так и для зарядной инфраструктуры.

А вот предложение первичной меди достигнет потолка уже к 2030 году. Все имеющиеся карьеры и шахты пройдут пик добычи до конца десятилетия. На текущий момент в мире (в том числе в России) реализуется несколько новых крупных добычных проектов. Но себестоимость новой меди крайне высока. Например, российские Удокан или Баимка — это вечная мерзлота, транспортная недоступность и т. д.

Заготовители вторсырья тоже не смогут компенсировать нарастающий дефицит. И в итоге уже в 2030-е годы мир будет жить в условиях острой нехватки меди: к концу следующего десятилетия дефицит достигнет 10 млн тонн в год. То есть спрос недосчитается каждой четвертой тонны меди.

Впрочем, обозначенные S&P Global расчеты — экономические, а не физические. Вопрос физической доступности меди на планете решаем: в одном кубическом километре океанической воды содержится до 100 тонн меди. Но тут встает вопрос экономики: какова будет цена извлечения такого металла? И окажется ли он нужен хоть кому-то за такие астрономические деньги? Отсюда и рост цен последних месяцев, отсекающий потребителей, не готовых покупать медь по новой цене.