В своем публичном выступлении, видео которого широко разошлось по Сети, он заявил, что Китаю удалось создать действующий по принципу дрона на батареях массовый беспилотный летательный аппарат, розничная цена которого существенно ниже цены традиционного авто и составляет эквивалент 4,99 тыс. долларов (менее 400 тыс. рублей).
По словам Маска, это стало возможно благодаря важному принципу, который китайцы выбрали за основу. Он заключается в том, что в самом аэромобиле находится минимум дорогостоящих датчиков и электроники, а всеми транспортными потоками в воздухе на расстоянии управляет цифровая система с искусственным интеллектом. Миллиардер утверждает, что в КНР испытания системы проходят успешно. В результате, по словам Маска, в Китае вот-вот заработает новая воздушная транспортная система, которая может претендовать на то, чтобы заменить даже традиционные наземные автомобили.
Насколько заявления главы Tesla соответствуют действительности, еще предстоит выяснить, но очевидно, что такое явление, как беспилотный транспорт, критически зависит от окружающей инфраструктуры. Именно наличие продвинутого и технологичного инфраструктурного «купола» может кардинально изменить парадигму использования беспилотного дрона, автомобиля или катера — они смогут стать экономически оправданным и привлекательным средством передвижения как для бизнеса, так и для простых людей.
Интересно, что эта же мысль прозвучала на недавнем совещании на высшем уровне, посвященном беспилотному транспорту, где президент России Владимир Путин заявил о необходимости создания единого «цифрового неба», куда будут интегрироваться беспилотные дроны, самолеты, корабли, а также автомобили.
Сегодня на машины можно установить передовое оборудование, которое с помощью различных датчиков будет отслеживать текущую дорожную обстановку и обрабатывать эти данные на мощных чипах на борту. Но в этом случае беспилотный автомобиль получается в разы дороже обычного, и потому вместо повседневного транспортного средства он превращается в дорогой аттракцион или в ярмарку технологического тщеславия. Если же авто на дороге будет надежно управляться из цифрового облака, то экономика такого средства передвижения будет совсем другой.
В России долго запрягают. Например, столичный мэр на совещании по беспилотникам с гордостью объявил, что в московском метро, пока в экспериментальном режиме, без пассажиров и в присутствии машиниста в кабине, поехал беспилотный поезд. Но такие робопоезда начали перевозить пассажиров в Японии и Европе почти полвека назад — в начале 1980-х. Хотелось бы, чтобы идея единого цифрового поля для транспорта будущего тоже не была отложена на долгий срок. Хотя бы ради технологических амбиций.
В нашей редакции один из весьма квалифицированных журналистов долгие годы пугал нас страшилкой: мол, пилоты в кабине самолета давно не нужны, все делает техника, скоро будем летать только на беспилотных самолетах. В ответ остальные сотрудники упрекали его в мракобесии и твердо заявляли, что на беспилотном самолете мы никуда не полетим. И это отражает главное сомнение человечества в распространении искусственного интеллекта: неужели машина все-таки может победить человеческий разум? Можно ли ей доверять на сто процентов? Есть ведь что-то важное в функции пилота, помимо управления самолетом, что позволяет называть его «командиром корабля».
Теперь этим «командиром» должна стать «небесная инфраструктура» (так и хочется сказать «небесная канцелярия»). Возможно, в новой парадигме, где наконец-то просматривается возможность масштабирования проекта, мы сможем объяснить сами себе: все-таки зачем нужно избавлять человека от труда и где в условиях экономической эффективности и окупаемости проектов беспилотные средства по-настоящему нужны.

