Через пять лет две трети парка московских трамваев будут беспилотными. В столичном метро в тестовом режиме запущен беспилотный поезд, который к концу текущего года будет двигаться без машиниста в кабине, в следующем году он уже начнет перевозить пассажиров, а к 2030 году в московской подземке беспилотной будет целая линия метро. Эти и другие заявления прозвучали на масштабном совещании, которое прошло в московском электродепо «Аминьевское» с участием президента Владимира Путина и было посвящено развитию беспилотного транспорта в России.
Впрочем, беспилотное метро в крупных мировых мегаполисах уже почти полвека как не новость, и в России оно запускается с сильным отставанием от других стран. Например, в Японии первая беспилотная линия (Kobe Port Liner) появилась в 1981 году, в 1985-м такой же транспорт заработал во французском Лилле. Сейчас подземные поезда без машинистов распространены по всему миру — например, в Китае общая протяженность линий беспилотного метрополитена исчисляется сотнями километров.
Но Россия, пусть и с опозданием, встает на рельсы развития беспилотных пассажирских перевозок не только под землей, но и в сфере автомобильного, водного, железнодорожного, а также воздушного транспорта. «И в нашей стране, да и во всем мире происходит настоящая революция в сфере транспорта. По своему масштабу она подобна технологическому, инфраструктурному сдвигу рубежа девятнадцатого-двадцатого веков, — заявил на совещании президент. — Сегодня нам также нужно формировать национальную индустрию беспилотного транспорта на суверенной технологической и производственной платформе с опорой на собственные научные и инженерные школы». Каковы же перспективы реализации этих масштабных планов?
Беспилотный мираж
В России основная часть грузов и пассажиров перевозятся автомобильным транспортом, поэтому наибольшее значение для страны имеет внедрение беспилотников-автомобилей на дорогах общего пользования. Человек, сидя в машине на водительском сиденье, читает газету или смотрит фильм, в то время как авто само везет его в пункт назначения — такую картину хайтек-визионеры рисуют последние десятилетия, обещая, что беспилотное будущее автомобильного транспорта вот-вот наступит.
Но робомобили в массовом порядке на дорогах всё никак не появляются, прогнозы авторитетных аналитических компаний не сбываются. PricewaterhouseCoopers и JPMorgan в 2018 году прогнозировали, что к 2025-му в мире будет продано более 10 млн беспилотных автомобилей, а аналитики Frost & Sullivan тогда же смело предполагали, что в 2025 году доля продаж беспилотных авто может достигнуть 40% всего мирового рынка легковых машин. Однако в реальности по итогам прошлого года число беспилотных автомобилей насчитывает не более 500 тыс. единиц, причем по дорогам общего пользования они продолжают передвигаться преимущественно в экспериментальном режиме.
Напомним, что Ассоциация по стандартам в транспорте, SAE International, классифицирует автономное вождение по шести уровням: от нулевого (полностью управляет человек) до пятого (полная автономность). И до сих пор большинство представленных на рынке систем находятся на уровне 2–3, то есть требуют постоянного контроля водителя. Например, в автомобилях Tesla система с громким названием Autopilot и Full Self-Driving (FSD) на самом деле юридически относится к уровню 2. И хотя Tesla декларирует, что только в Северной Америке этими системами пользуются более 400 тыс. человек, до сих пор компания требует от водителей держать руки на руле и нести ответственность за управление.
То же самое можно сказать о системах других автопроизводителей. Да, такие компании, как американская Waymo (подразделение Google) или китайская Baidu вывели на дороги США и Китая автомобили 4-го и 5-го уровня автономности, но до сих пор это происходит в экспериментальном режиме и с соблюдением строгих мер регулирования. И даже при том, что разработчики беспилотников уже накрутили немалый километраж тестовых поездок, аварии с их участием на дорогах все еще случаются. Поворотным моментом в индустрии считается авария в 2018 году, когда беспилотный автомобиль Uber в американском штате Аризона не смог идентифицировать на дороге женщину-пешехода с велосипедом, в результате чего она погибла. С тех пор инциденты, в том числе с летальным исходом, с системами помощи водителю случаются регулярно. Недавний громкий пример — трагическое столкновение в китайской провинции Аньхой весной прошлого года, когда автомобиль Xiaomi SU7 с включенной функцией NOA (навигация с автопилотом) врезался в ограждение дороги, в результате чего погибли три студентки. Или вот совсем недавно, перед новогодними праздниками, в Китае седан с активированным режимом автоматической парковки вдруг упал в водоем, но в этом случае обошлось без человеческих жертв.
Автопилоты в России
В России к беспилотникам на дорогах относятся осторожнее, чем в других странах. Если в США робомобилям было юридически позволено появляться на дорогах общего пользования еще в 2012 году, то в РФ экспериментальная эксплуатация машин без водителей была разрешена только в 2018-м. Позже, в 2022 году, новым постановлением правительства был утвержден экспериментальный правовой режим для эксплуатации беспилотного транспорта, который сейчас распространяется на 13 российских регионов. Специальный же закон о регулировании беспилотных транспортных средств в России обещали представить до конца 2025 года. Но, по последним заявлениям представителей Минтранса, в том числе на упомянутом выше совещании с президентом, проект федерального закона о регулировании движения высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) 5-го уровня автоматизации на территории РФ планируется внести в правительство в первом квартале 2026-го.
По подсчетам Минтранса, сейчас в России по трассам М-11 «Нева», ЦКАД, М-12 «Казань» в тестовом режиме ездят около сотни беспилотных грузовиков, общий пробег которых приблизился к 10 млн километров. Сейчас тестируются преимущественно беспилотные грузовики двух производителей — КамАЗа и Navio («Автотех»), в эксперименте Минтранса под названием «Беспилотные логистические коридоры» участвуют также такие российские перевозчики и ретейлеры, как ПЭК, Х5 («Агро-Авто»), «Магнит», «Газпромнефть-Снабжение» и другие.
В беспилотных экспериментах легкового автотранспорта в России лидирует «Яндекс», который осуществляет тестовые поездки легковых беспилотников еще с 2017 года. Представители компании заявляют, что до конца 2026-го парк беспилотных такси составит около 150 автомобилей, а к концу следующего года он достигнет 300 единиц.
Если на дорогах общего пользования эксплуатация беспилотников идет пока в экспериментальном режиме, то в более нишевом рыночном сегменте — на закрытых территориях — коммерческое освоение робомобилей продвигается успешнее. Например, представители Wildberries сообщили «Моноклю», что сейчас внутри нескольких логистических комплексов компании курсируют 45 беспилотных электромобилей, которые за последний год в общей сложности проехали 145 тыс. километров. Беспилотные машины на своих складах используют также компании-ретейлеры «Спортмастер», Spar, а также «Северсталь» и «Газпром нефть». Беспилотные грузовики используются в карьерах, шахтах, на стройплощадках и других промышленных объектах. Широким фронтом наступают колесные беспилотники и на сельскохозяйственные угодья. По данным Ассоциации сельхозтоваропроизводителей и промышленников «Интерагротех», в России сейчас насчитывается более 120 тыс. комбайнов, 420 тыс. тракторов и 15 тыс. самоходных опрыскивателей, а уровень проникновения автопилотов в этом сегменте варьируется в зависимости от региона от 6 до 22%.
Внедряются автопилоты и на рельсовом транспорте. На совещании с президентом заместитель председателя правительства РФ Виталий Савельев заявил, что с августа 2024 года на Московском центральном кольце РЖД пассажиров перевозит беспилотный поезд «Ласточка», правда, пока он относится к 3-му уровню автоматизации, с присутствием машиниста в кабине. Полностью беспилотные поезда дальнего следования руководство Минтранса обещает запустить до 2030 года.
Что касается водного транспорта, то беспилотное будущее ему, в частности, обещают московские власти, которые осенью прошлого года публично представили первый маломерный автономный катер. А российская компания Flymar собирается в первой половине 2026-го начать принимать заказы на свои небольшие электрические автономные пассажирские суда.
Глобальная пробуксовка с внедрением роботов в автомобильном транспорте на общих дорогах связано прежде всего с дороговизной оборудования
В авиации в 2024 году стартовал отдельный национальный проект «Беспилотные авиационные системы» (БАС), который ставит перед собой задачи стандартизации и серийного производства летающих беспилотников вместе с развитием инфраструктуры для них, подготовки кадров и пр. На совещании с президентом представители Минтранса особо подчеркнули, что в июле прошлого года в России был введен отдельный класс воздушного пространства «Н», предназначенный для полетов беспилотных авиационных систем БАС на высоте до 150 метров. По заявлениям Минтранса, интенсивность полетов гражданских беспилотных авиационных систем в России в 2025 году увеличилась на 20%, в некоторых российских регионах, например в Якутии, дроны уже доставляют посылки. В частности, среди экспонатов беспилотных транспортных средств на совещании был представлен новый тяжелый авиабеспилотник вертолетного типа BT-440M от компании «Радар ммс», который имеет взлетную массу 100 кг и уже обслуживает регулярные логистические маршруты в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах.
В чем твоя выгода, робот?
Глобальная пробуксовка с внедрением роботов в автомобильном транспорте на общих дорогах связано прежде всего с дороговизной оборудования. В частности, наиболее эффективно автономный автомобиль может передвигаться, будучи оснащен лидаром (локатором с лазерным лучом). Однако до сих пор цена этого устройства сопоставима с ценой обычного авто (20‒50 тыс. долларов), хотя их производители уже десять лет назад обещали, что лидары на рынке будут стоить всего несколько сотен долларов. Недешевы и мощные компьютерные чипы (например, от американских Nvidia или Qualcomm), которые, потребляя большое количество энергии, должны на борту транспортного средства стремительно обрабатывать оперативные данные о текущей дорожной обстановке. Ну и с алгоритмами искусственного интеллекта для автопилотов все развивается не гладко. До сих пор инженеры бьются с обучением роботов редким и необычным ситуациям на дороге, продолжая накатывать миллионы километров. Но реальная жизнь оказывается сложнее заранее прописанных алгоритмов, и роботы продолжают попадать в аварии.
Тем не менее разработчики беспилотников и вторящие им аналитики утверждают, что якобы совсем скоро использовать роботов на дороге станет выгоднее, чем сажать за руль человека. Тесты говорят, что автономная система действительно позволяет серьезно экономить время при транспортировке. В частности, согласно подсчетам логистической компании ATU Forwarding, беспилотные грузовики Navio сейчас в тестовом режиме преодолевают 1600 км от Санкт-Петербурга до Казани за 24 часа, в то время как фура с водителем тратит на это в два с половиной раза больше времени, так как человеку необходим отдых.
Еще у беспилотных автомобилей меньше износ деталей и они позволяют заметно экономить горючее. «Если водители в большинстве компаний до сих пор при доставке часто ориентируются на личный опыт и локальные условия, то в случае с беспилотными перевозками маршруты планирует централизованная интеллектуальная система, которая учитывает заторы, погоду, рельеф и состояние дорог на всем пути следования. Она минимизирует энергозатратное торможение, используя инерцию автомобиля, исключает агрессивные разгоны и поддерживает оптимальную скорость», — рассказывает Вадим Филатов, совладелец и заместитель директора компании ПЭК.
По его словам, такой бережный стиль вождения, без резких маневров, сокращает износ критичных компонентов: тормозные колодки и диски выходят из строя в несколько раз медленнее, снижается нагрузка на шины, двигатель и трансмиссию. «Беспилотная система также становится источником данных для предиктивного обслуживания, — говорит Вадим Филатов. — Мониторинг состояния техники, нагрузок на нее и уровня температуры позволяет точно прогнозировать необходимость замены деталей по фактическому состоянию, а не по графику, предотвращая внезапные поломки».
По идее внедрение беспилотников может позволить существенно сэкономить на зарплатах водителям: по разным оценкам, в магистральных автоперевозках доля оплаты труда водителей составляет 12‒15%, к тому же профессиональных дальнобойщиков сейчас остро не хватает. Однако всю такую потенциальную экономию сейчас перечеркивает дороговизна беспилотных машин. «Сегодня беспилотный грузовик стоит в два-три раза дороже обычного, базовый обычный магистральный тягач, к примеру, сейчас оценивается в 9–12 миллионов рублей. Но чтобы сделать его автономным, нужно оснастить его камерами, радарами, вычислительными модулями, обеспечить резервное питание — это еще 15–25 миллионов, итого 25–35 миллионов за машину, — подсчитывает Ольга Сокольникова, директор логистической компании “Сокол Трейд”. — Причем более 60 процентов компонентов — импортные. Своих серийных лидаров, автомобильных процессоров или надежных сенсоров в России нет. А китайские аналоги уступают в качестве, их нужно сертифицировать, к тому же они в любой момент могут исчезнуть с рынка из-за вторичных санкций».
Не стоит забывать, что вместо водителей владельцу беспилотного автомобиля придется нанимать дополнительный штат инженеров. «Эксплуатационная перспектива беспилотных грузовиков также далека от идеала, — продолжает Ольга Сокольникова. — Экономия на водителе на самом деле условная, вместо одной единицы вводятся: оператор удаленного контроля, инженер сопровождения и круглосуточная ИТ-поддержка. В результате общая экономия по текущим расходам в лучшем случае доходит до 10–15 процентов. Экономия топлива тоже скромная, зато растут затраты на обслуживание сенсоров, страхование и простои при сбоях».
«Главная сложность — это так называемая последняя миля и заезд на склады, — продолжает Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России. — Пока технологии не позволяют грузовому беспилотнику уверенно маневрировать в тесных складских дворах или в плотном городском трафике. Это порождает модель “хаб — хаб”, где беспилотник едет по трассе, а на въезде в город управление перехватывает оператор или происходит перецепка на обычный тягач, что усложняет логистическую цепочку и вместо экономии происходит удорожание».
В отношении беспилотников на дорогах многие проблемы тоже до сих пор не решены — от правовых до инфраструктурных. «Инфраструктура сейчас острая проблема: мобильная связь обрывается, 5G нет, навигация нестабильна из-за глушения, — сетует Ольга Сокольникова. — Так что в реальности машина либо часто переходит в ручной режим, либо простаивает. Это убивает всю экономику перевозки, в таких условиях срок окупаемости — 15–20 лет, а то и вовсе не наступает. Для бизнеса это неприемлемо, особенно при высоких инвестициях и неясных правилах игры».
Цифровое небо
Разработчики беспилотных технологий продолжают обещать, что в течение ближайших лет проблема дороговизны оборудования для беспилотников и вопросы безопасности будут решены. Однако надежный путь сделать беспилотники действительно доступными и безопасными в России связан с развитием инфраструктуры. Непосредственно на автомобиль необязательно вешать дорогие лидары, радары, вычислительные чипы. Транспортным потоком можно управлять на расстоянии через единое цифровое пространство, которое будет четко отслеживать движение всех транспортных средств, и не только на дороге, но и на воде, на рельсах, в воздухе.
Американский миллиардер Илон Маск недавно заявил, что, по его данным, в Китае удалось создать беспилотный летающий аэромобиль с розничной ценой менее 5000 долларов. Это произошло благодаря центральной системе управления беспилотниками в воздухе, которая якобы уже успешно проходит испытания в КНР и совсем скоро заработает. По такому пути пытается идти и Россия. На совещании по беспилотникам Владимир Путин упомянул о необходимости создания «цифрового неба». «Мы последовательно двигаемся к бесшовному цифровому небу, когда дроны, наземный и водный беспилотный транспорт, космические аппараты интегрированы в единую сеть и обмениваются между собой информацией, передают и обрабатывают гигантские объемы данных», — заявил президент.
При условии такой инфраструктурной поддержки государства применение беспилотного транспорта может быть действительно выгодным для бизнеса. «Наша компания внимательно следит за текущими беспилотными проектами, — говорит Эдуард Миронов из FM Logistic. — Нам интересна интеграция беспилотников в свои цепочки, как только технология обеспечит стабильную работу в сложных ситуациях и будет понятна юридическая база».

