По данным оперативного мониторинга Росстата, рост потребительских цен за 19 дней января составил 1,72%, тогда как за весь январь прошлого года цены выросли на 1,23%.
Техническая оценка сезонно очищенной инфляции по итогам нынешнего января составляет почти 29% годовых. «Этот всплеск стал третьим по величине за более чем десятилетний период, — комментирует автор оценки, начальник отдела анализа отраслей реального сектора и внешней торговли института “Центр развития” НИУ ВШЭ Владимир Бессонов. — Скачки цен большего масштаба за последние годы наблюдались лишь в марте 2022 года и в январе 2015-го. Нынешняя ситуация отличается от двух предыдущих отсутствием кризисных шоков».
Тем не менее он призывает с большой осторожностью относиться к предварительной оценке: «Во-первых, в основе январского всплеска цен лежат в значительной мере разовые факторы, такие как повышение НДС. Оценить их влияние на динамику цен пока не представляется возможным. Во-вторых, даже в отсутствие таких факторов официальные итоги месяца могут очень существенно отличаться от предварительных оценок, полученных на основе недельных данных. Поэтому доступные к настоящему времени данные пока не дают возможности делать суждения о том, сохранятся ли после январского всплеска прежние тенденции динамики потребительских цен или начнет формироваться новая тенденция».
В четвертом квартале 2025 года реальный курс рубля неуклонно повышался. «Передышка» августа‒сентября оказалась недолгой, и в целом по итогам прошлого года в метрике «декабрь к декабрю» национальная валюта по отношению к доллару укрепилась в реальном выражении на 33,6%. Почти на столько же (+31,3%) рубль «потяжелел» против юаня, а по отношению к евро укрепление было более скромным: +21,4%. Среднегодовой реальный курс рубля к корзине валют торговых партнеров вырос на 17,1%, выйдя на уровень 2010 и 2014 годов. За 20 лет рубль по номиналу обесценился почти на 40%, но в реальном выражении укрепился за этот период на треть.
Банк России подвел итоги внешней торговли страны за 11 месяцев 2025 года. И экспорт, и импорт в минувшем году недобирали объемы 2024 года, но снижение экспорта было сильнее, чем импорта, −4,2% к январю‒ноябрю позапрошлого года, а импорт недобрал всего 1,2%. Соответственно профицит внешней торговли снизился до 106,2 млрд долларов против 121,0 млрд в январе‒ноябре 2024-го. Сбалансированность в торговле услугами ухудшилась: отрицательное сальдо выросло с 34 до 43 млрд долларов. Ключевым фактором стал рост импорта в категориях «поездки» и «прочие услуги», в том числе импорта услуг строительства. В результате профицит счета текущих операций сжался более чем на треть (−36,4%), до 38,1 млрд долларов. Самое удивительное, что при этом бóльшую часть 2025 года наблюдалось интенсивное повышение реального курса рубля.
В 2025 году внешний долг России вырос после четырех лет последовательного снижения. По итогам трех кварталов минувшего года совокупная задолженность нашей страны, включая государственные органы и частный сектор, увеличилась на 6,3%, до 308,1 млрд долларов. При этом 70% абсолютного прироста (12,8 млрд) составил прирост внешних обязательств ЦБ и коммерческих банков. Расширенное правительство увеличило внешние долги на 4,1 млрд долларов, и всего на 1,4 млрд увеличили свои обязательства нефинансовые корпорации. Совокупный внешний долг России остается вдвое ниже пикового значения (729 млрд долларов), достигнутого в 2013 году, накануне первой, «крымской», волны антироссийских санкций.
В январе‒сентябре 2025 года население нарастило свои вклады в российских банках, включая начисленные проценты, на 4,69 трлн рублей. На них пришлось лишь 54% совокупного прироста финансовых активов населения, тогда как в 2024 году на фоне сверхвысоких процентных ставок банков по привлекаемым депозитам эта доля составляла 79% (13,3 трлн рублей из 17 трлн), следует из сводки данных на сайте Банка России.
Общий объем депозитов физлиц в отечественной банковской системе по состоянию на 1 октября 2025 года достиг 71,7 трлн рублей. Еще порядка 76 млрд долларов россияне сберегают в виде валютных депозитов в иностранных банках. С начала СВО около половины валютных сбережений россиян были релоцированы из российских банков в иностранные. Средства в банках-нерезидентах выросли с 31 млрд долларов в январе 2022 года до 76,2 млрд в сентябре 2025-го, а общий объем вкладов, номинированных в иностранной валюте, практически не изменился и на 1 октября 2025 года составлял 117,2 млрд долларов.

