Новости науки

4 ноября 2018, 00:00
nasa.gov
В ноябре исполняется 20 лет Международной космической станции — крупнейшему сооружению человечества за пределами атмосферы.Чтобы собрать МКС, п отребовалось свыше 30 космических запусков. На фото, сделанном российскими космонавтами, — МКС с борта корабля «Союз МС-08», облетевшего станцию п еред в озвращением на З емлю 4 октября.
Солнечная система

Экспедиция в пекло

052_rusrep_22-2.jpg SA/ATG medialab
SA/ATG medialab

20 октября стартовала японско-европейская миссия «BepiColombo» по изучению Меркурия. Это всего лишь третья попытка изучить этого малыша, надежно спрятавшегося под боком у Солнца (Меркурий в 3 раза меньше Земли). Из-за «опеки» звезды исследовать ближайшую к Солнцу планету невероятно сложно технически, дорого и долго. На разработку миссии ушло почти 20 лет - ученые должны были перехитрить гравитацию огромной звезды и защитить оборудование от солнечных вспышек. Полет ракеты займет около 7 лет (для сравнения – до Марса лететь примерно 7 месяцев). Изучать Меркурий будут сразу два зонда, причем на одном из них установлено и российское оборудование. Миссия аппаратов – пролить свет на главные тайны Меркурия. Среди них: водяной лед в скрытых от Солнца кратерах, состав поверхности, необычное железное ядро и магнитосфера планеты.

Организм

Космос сжимает мозг

Что происходит с мозгом при длительном пребывании в космосе на Международной космической станции? Сравнивая состояние мозга десяти российских космонавтов до и после полета, ученые выяснили, что сразу после полета объем коры немного уменьшается - максимальное снижение составило 3,3% в правой средней височной извилине. Снижается и объем белого вещества (проводящих путей), а объем спинномозговой жидкости, защищающей и очищающей мозг, наоборот, растет. Не считая небольших отклонений от нормы, через семь месяцев жизни на Земле мозг восстанавливается, но как все это сказывается на функционировании мозга и способностях, пока неизвестно.

Технологии

Попугаи доверяют дронам

052_rusrep_22-4.jpg JJ Harrison /CC BY-SA 3.0
JJ Harrison /CC BY-SA 3.0

Только 70% видов птиц и 65% видов диких животных получается изучить, цепляя к ним радиомаяки. Этот метод применяется с 1960-го годов, как правило, для контроля и сохранения крупных животных, с мелкими все сложнее. Попугаи вымирающего вида Lathamus discolor маленькие и быстрые, поэтому почти неуловимы для исследований. После того, как сигнал от радиомаяка, прилепленного к птичке, получен, к стае нужно быстро и незаметно подобраться. Вот тут-то и начинаются сложности, ведь птицы не ждут ученых и быстро мигрируют, человек может их спугнуть, а иногда невозможно поймать сигнал. Австралийские ученые привлекли на помощь робота-дрона. Он автоматический ловит сигнал птички-маяка в диапазоне 500 м, точно определяет местонахождение и многочисленность стаи. При этом попугаи его не боятся, принимая, видимо, за пернатого собрата.

Молекулы

Имбирь или антибиотик?

052_rusrep_22-3.jpg pixabay.com
pixabay.com

Одна из главных причин острых кишечных воспалений, иногда даже смертельных – бактерия Clostridium difficile (CDI). Она обустраивается в ослабленном антибиотиками кишечнике и выделяет токсины, разрушающие его стенки. Чтобы избавиться от CDI, снова нужны антибиотики – и снова опасность для полезной микрофлоры кишечника. Но австралийские ученые нашли растения, которые могут дать фору антибиотикам в борьбе с CDI. Лечебное вещество в свежем луке, имбире и чесноке блокирует от 40% до 70% токсинов, выделяемых бактериями. Им сложно увернуться, поскольку это лечебное вещество является многокомпонентным и запускает сразу несколько антимикробных механизмов.

Источники: (1) //sci.esa.int/bepicolombo/; (2) Elena Tomilovskaya et al.//N Engl J Med, Oct 2018; (3) Cliff et al.// Science Robotics, Oct 2018; (4) Roshan et al.// Nature, Oct 2018.

цифра

053_rusrep_22-2.jpg
 – возраст самой древней пираньи на Земле, обнаруженной австралийскими палеонтологами. До этой находки считалось, что во времена динозавров костные рыбы питались только той пищей, которую могли проглотить целиком. Но оказалось, уже у прабабушки пираний были острые зубы и мощные челюсти, которыми она могла отрывать куски от других рыб, как это делают современные пираньи.

Схема

Пластик внутри нас

Огромные мусорные пятна, покрывающие океаны, содержат десятки тысяч тонн пластика. Частицы пластика находят в арктических льдах, желудках морских обитателей, человеческих экскрементах и в бытовой пыли. Корейские ученые решили поискать его в пищевой соли. Они проанализировали продукцию 38 доступных на рынке производителей из разных стран. Выяснилось, что содержание частиц пластика напрямую зависит от уровня загрязнения воды в той местности, в которой произведена соль.

053_rusrep_22-3.jpg