Золотая и справедливая
«Золотую Маску» хвалят, ругают, о ней спорят, но ее берегут — прямо как старую крысу в сказке про Маленького принца. Когда Минкульт вышел из числа организаторов премии, в театральном сообществе всерьез заволновались. Не будет ли это означать сокращения финансирования, ведь «Золотая Маска» — не просто российский театральный «Оскар», это фестиваль, объединяющий театральную Россию.
Этот тезис вновь подтвердился 31 октября, когда экспертные советы объявили очередных номинантов. В номинации «Драма. Спектакль большой формы» — 13 претендентов, из них три из Москвы («Три сестры» Константина Богомолова в МХТ им. А. П. Чехова, «Маленькие трагедии» Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре» и «ОПЕРАНИЩИХ» Андрея Прикотенко в театре Сатиры) и три из Петербурга («Гамлет» Юрия Бутусова в Театре Ленсовета, «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» Виктора Рыжакова в Александринке и два эпизода «Трех толстяков» Андрея Могучего в БДТ им. Г. А. Товстоногова). Остальные — спектакли из Омска, Казани, Ижевска, Якутска…
Если пойти по другим номинациям, то всплывет еще множество любопытного из жизни театральной России. Например, у «Мертвых душ» Олега Липовецкого в маленьком театре «Поиск» из Лесосибирска — шесть номинаций. Столько же у псковской «Реки Потудани» Сергея Чехова — молодого режиссера из Новосибирска. Псков, кстати, вообще был не театральным городом, пока критик из Петербурга Андрей Пронин не стал помощником худрука Псковской драмы — он, кстати, и пригласил Чехова на постановку.
Так что очевидно, что поддерживать «Золотую Маску» важно. Хотя бы потому, что именно «Маска» дает возможность в прямом смысле слова на других посмотреть и себя показать. И узнать что-то про страну, в которой живешь.
Тем более что для руководства некоторых регионов «Золотая Маска» — как охранная грамота для молодых и авангардных. Впрочем, в этом году «Маска» кажется еще и установителем справедливости — иначе никак не назвать удивительный факт второго появления в номинационных списках спектакля «1968. Новый мир» Дмитрия Волкострелова. Эту работу, сделанную в Театре на Таганке в юбилейный для театра 2014 год, однажды уже номинировали — и сняли с номинации по просьбе тогдашнего руководства театра. Летом спектакль восстановили и показали в совсем ином пространстве — на лестнице Музея современного искусства «Гараж», в здании, построенном как раз в 1968 году. О дальнейшей судьбе спектакля ничего не было известно, а тут случилась номинация — так что его как минимум еще раз можно будет увидеть весной. А вы спрашиваете, зачем театралам эта «Маска» сдалась.
Анна Каренина
Режиссер — Диана Сафарова
Казань, здание бывшего ЗАГСа на ул. Мусы Джалиля
5/11, 17/11, 18/11, 19/11
Первый казанский иммерсивный спектакль режиссер, актриса и соучредитель фонда «Живой город» Диана Сафарова поставила в бывшем особняке купца Демидова, где до начала нулевых работал ЗАГС. Три года особняк стоял отключенный от коммуникаций — перед подготовкой к спектаклю туда с помощью партнеров провели свет, воду и электричество.
В спектакле будет 13 основных персонажей. Сама Сафарова говорит, что готовит, по сути, 13 разных спектаклей. Вообще превратить многослойную прозу в иммерсивный спектакль, где возможно выбрать своего героя или вообще сделать главным героем место действия, весьма логично.
«Приют комедианта» в Москве
Новая сцена Театра им. Вахтангова, Сцена на Сретенке Театра им. Маяковского
4/11-9/11
Московские гастроли петербургского театра — совместный проект «Приюта комедианта» и театральной премии «Прорыв» для режиссеров, актеров и художников в возрасте до 35 лет. Устроители гастролей называют программу «пятью путями развития русского театра». «Братья» Евгении Сафоновой — спектакль-коллаж из фрагментов текстов Достоевского, с шестью героями на сцене. «Смерть Тарелкина» Семена Серзина — черная комедия, рифмующаяся с последними новостями, «Любовная история» Дмитрия Волкострелова — спектакль, который играют до последнего зрителя, «Собачье сердце» Максима Диденко — смесь модной хореографии от Владимира Варнавы с 3D-меппенингом и световыми инсталляциями, а «Толстого нет» Дениса Хусниярова — полудокументальная драма.
Высшая мера
Режиссер Фабиане Кемманн
Москва, Центр им. Мейерхольда
8/11
«Высшая мера» — часть ноябрьского фестиваля «Родина авангарда», исследующего отношения молодых художников с наследием авангарда.
«Высшая мера» — первая в России постановка кантаты Брехта и Эйслера «Die Maßnahme» в авторизованном переводе Сергея Третьякова — футуриста и документалиста, соратника Эйзенштейна и Мейерхольда, друга и учителя Брехта. Ставит «Высшую меру» режиссер из Берлина Фабиане Кемманн. Участвуют семь артистов и 140 хористов, а также зрители, которые вместе с хором судей будут решать судьбу революции.
Закрой мне глаза
Режиссер и хореограф Анна Абалихина
Пермь, частная филармония «Триумф»
15/11, 16/11
«Театр оперы как балета» — название лаборатории, которую в Перми проводят режиссер и хореограф Анна Абалихина и драматург и критик Илья Кухаренко. Лаборатория — очередная часть проекта «Арт-лаборатории» фестиваля-школы «Территория» и компании «Сибур». В этот раз в ней участвуют звезды оперной труппы Пермского театра оперы и балета.
Прошлая работа Абалихиной в мартеновском цехе Выксунского металлургического завода, где с помощью новой академической музыки и современного танца отрефлексировали начало нового этапа для завода и города, — одно из главных событий прошлого. Поэтому теперь есть все основания ждать чего-то неожиданного от соединения романтической вокальной лирики и современного танца.