Метафизика и берендеи современного мира
Наступление весны Театр на Таганке встретил спектаклем «Снегурочка» по одноименной пьесе-сказке Александра Островского. В основе сюжета изначально лежит русская народная сказка, которая, конечно, предлагает читателю поразмышлять о добре и зле, об истинной любви и «холодном сердце» героев. Создатели спектакля обещают «мир антиутопии, в котором совместилось несовместимое»: в пьесе Островского Снегурочка попадает в страну берендеев — мифических персонажей, а на сцене Театра на Таганке эта история резонирует с реальностью.
«Есть мир Зимы, Мороза и Снегурочки, а есть мир Весны, Ярило и Берендея. Они диаметрально противоположны, и между ними конфликт. В нашем спектакле мы хотим показать идею того, что одно общество пожирает другое общество. Одна любовь поглощает другую любовь. Один взгляд на жизнь победит другой взгляд на жизнь. Это несправедливая, но бескомпромиссная ситуация», — рассказывает режиссер спектакля Денис Азаров. Художник Алексей Трегубов и композитор Иван Кушнир «воссоздадут на сцене Таганки метафизику современного мира». Снегурочку сыграет выпускница мастерской Брусникина (Школы-студии МХАТ) Дарья Авратинская, которую зрители Театра на Таганке знают по роли Алисы в спектакле «Беги, Алиса, беги».
Комедия относительности с историческими личностями
Профессор, сенатор, актриса и бейсболист, которых зритель наверняка узнает, встречаются в номере отеля в Нью-Йорке в середине ХХ века. Такую завязку для своей первой постановки в статусе художественного руководителя «Табакерки» выбрал Владимир Машков. Для него это вполне знакомые обстоятельства: ранее режиссер поставил в МХТ имени Чехова комедию положений «№ 13», действие которой тоже происходит в отеле. На этот раз зрителю предложат комедию относительности. «В пьесе Терри Джонсона соединено несколько противоположных жанров, поэтому “Ночь в отеле” — комедия относительности. Мы попытались исследовать то, как человек идет к центру своей личной вселенной. Герои — известнейшие исторические личности, в основе сюжета — радикальное столкновение их интересов, затрагивающее сокровенные тайны каждого», — поясняет Машков. В оригинале название пьесы — Insignificance («Незначительность»), хотя в финале происходит, пожалуй, самое значительное событие, которого все опасаются. «Может быть, в трактовке некоторых событий я и зашел далеко, — говорил сам Терри Джонсон. — Но мне кажется, что это было возможно, по крайней мере, эта история вполне в их духе. Мне было не особенно интересно, чтобы персонажи получились героическими. Я предпочел бы, чтобы аудитория пережила два часа гуманизма, чем два часа героизма… Меня искренне интересует реакция российской публики. Хочется понять, как она воспримет эту историю, отзовется ли она в зрителях». Развлечь себя «комедией относительности» можно будет, к примеру, 13 апреля.
Фантастическое сочинение о Европе будущего
Малая сцена Театра Наций готовится к премьере спектакля «Покорность» по роману французского писателя Мишеля Уэльбека в постановке Талгата Баталова, многократного номинанта на театральную премию «Золотая Маска». Перед зрителями предстанет профессор Сорбонны, отягощенный кризисом среднего возраста, развлекающийся алкоголем и сексом со студентками. «Роман Мишеля Уэльбека “Покорность” — как бы фантастическое сочинение о Европе 2022 года. Его личный кризис проходит на фоне исторических событий в стране — к власти во Франции приходит исламская партия “Мусульманские братья”. И перед Франсуа встает выбор: принять новые правила жизни или оказаться на ее обочине. Но есть у современного человека выбор или это иллюзия — вопрос, который мы поднимаем в нашем спектакле», — рассказывает Талгат Баталов. Главную мужскую роль в спектакле исполнит актер театра и кино Владимир Мишуков, сыгравший в сериалах «Содержанки», «А.Л.Ж.И.Р.» и в фильме «Слоны могут играть в футбол».