В российской рыбной отрасли бурное оживление: с 1 апреля до 10 мая рыбаки должны подать заявки на переоформление договоров о закреплении долей квот на вылов водных биологических ресурсов (ВБР), срок действия которых истекает в 2018 году. С одной стороны, это радует участников рынка — новые договоры будут перезаключены не на десять лет, как раньше, а на пятнадцать. Это позволит компаниям выстраивать свои бизнес-планы на более длительный период. С другой стороны, рыбаки озабочены неопределенностью существующего механизма распределения квот: появились сомнения, что квоты, как и раньше, будут распределяться по историческому принципу, когда уже работающее предприятие получает квоты на новый срок. Несмотря на то что до начала рассмотрения заявок остались считанные дни, у ряда компаний остается множество нерешенных вопросов и есть страх вообще лишиться квот.
Но больше всего рыбацкое сообщество озабочено невиданной прежде конфронтацией внутри отрасли. Напомним, осенью президенту РФ Владимиру Путину было отправлено якобы анонимное письмо с предложением пересмотреть правила выдачи квот на вылов краба (См. «Крабы решают всё», «Эксперт» № 48 за 2017 год). На примере краба предлагалось заменить существующий исторический механизм распределения квот в отрасли на аукционный — тогда квоту сможет получить любая компания, участвующая в торгах. Рыбацкое сообщество уверено, что автором письма является довольно новый игрок на рынке — Русская рыбопромышленная компания (РРПК). Даже недавний рыбацкий съезд — а это главное мероприятие отрасли, которое проводится по исключительным поводам, — был посвящен развенчиванию мифов, которые, по словам рыбаков, распространяет РРПК (См. «Рыбаки развеивают мифы», «Эксперт» № 10 за 2018 год).
Мы решили узнать и мнение РРПК — ведь сейчас это крупнейший отечественный рыбодобытчик, по объему квот на вылов минтая занимающий в России первое место, а в мире — третье после американской Trident и японской Nissui. Как видит текущее положение дел в рыбной отрасли вторая сторона конфликта? Каковы основные проблемы отрасли? Какие цели и задачи ставит перед собой компания, какова ее производственная стратегия и что нужно сделать, чтобы увеличить спрос на рыбную продукцию на внутреннем рынке? На эти и другие наши вопросы отвечает генеральный директор Русской рыбопромышленной компании» Андрей Тетёркин.
— Каких новшеств вы ожидаете в рыбной отрасли в связи с грядущим распределением квот?