Новосибирская область входит в новую волну структурных экономических преобразований — переформатированы долгоиграющие проекты и обозначены новые точки роста
Читайте Monocle.ru в
Считающаяся перспективной по своему экономическому потенциалу, подкрепленному мощной научно-технологической базой Сибирского отделения РАН и географически обусловленными конкурентными преимуществами, Новосибирская область год от года оказывалась в стороне от глобальных инвестиционных потоков — как частных инвесторов, так и, за некоторыми исключениями, крупных государственных инфраструктурных проектов. Впрочем, нехватки самих проектов — как планов и концепций — тоже никогда не ощущалось. Но дальше обсуждений и рассмотрений этих планов теми или иными структурами управления дело не шло. Очередная смена руководства области позволила сдвинуть проекты со стадии «обсуждения», приблизив стадию «конкретных решений». В регионе началась организационная перенастройка, внедрение новых форматов работы, а значит, в ближайшее время можно ожидать и повышения эффективности от действий и, наконец, реализованных проектов.
Глобальные тренды под региональным углом
В ходе одной из экспертных сессий научно-технологического форума «Технопром-2018», посвященных социально-экономическому развитию Новосибирской области, представители экономического блока правительства региона говорили о глобальных трендах развития — технологическом прогрессе, дефиците ресурсов и глобализации, цифровизации и новой экономике. И о том, что если их не учитывать, то область в будущем окажется в числе отстающих российских регионов. Закономерно возник вопрос и о перспективах создания крупных производств в новых, нетрадиционных для экономики области отраслях — например, локализации сборочного производства тяжелой техники зарубежных марок для добывающей промышленности Сибири и Дальнего Востока. Поскольку область «тяготеет» к крупным центрам добычи угля, металлов, неметаллического сырья, в зоне потенциального интереса могла бы оказаться сборка с высокой степенью локализации бытовой техники и электроники или химическое производство третьих, четвертых, пятых переделов. Несмотря на видимые преимущества такого индустриального подхода, успешно апробированного в центральных регионах страны на площадках особых экономических зон, региональные экономисты призвали подойти к выбору перспективных направлений с позиций концепции «Промышленность 4.0». То есть, с точки зрения результата интеграции вертикальной и горизонтальной цепочек создания стоимости, появления новых технологических и цифровых платформ взаимодействия. Очевидно, что те инновации и изменения в технологиях, которые произойдут в мире, в стране и коснутся Новосибирской области в ближайшие 10-12 лет, опережают те представления, которые есть сегодня. А, значит, имеет смысл концентрироваться на отдельных их направлениях, элементах и владении технологиями внутри отраслей, сходятся эксперты.
Для Новосибирской области в развитии своих компетенций закономерно ориентироваться на нарастающие глобальные тренды: учитывать сокращение инновационного цикла, распространение «умных» технологий, концентрацию цепочек создания стоимости вокруг центров создания знаний, увеличение инвестиций в возобновляемую энергетику и технологии ресурсосбережения, усиление конкуренции за инвестиции и квалифицированные кадры, а также рост спроса со стороны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Анализ целевой выборки из 24 технологичных и высокотехнологичных предприятий Новосибирской области (в нее включены доступные на момент подготовки статьи данные с нижним порогом выручки компаний в 400 млн рублей, см. таблицу 2), действительно косвенно показывает обоснованность и целесообразность такого подхода. Так, темпы прироста их выручки в два раза ниже, чем в целом по рейтингу, но рентабельность выше почти в 2,5 раза. В выборку попали компании как в сфере информационных технологий и разработки программного обеспечения (ЦФТ, «ДубльГИС», Plesk, ARQA Technologies), так и производства технологичных продуктов на базе предприятий, выполнивших модернизацию и обновление мощностей, разработавших и начавших производство новых современных образцов продукции, в том числе военного назначения (Новосибирский приборостроительный завод, АО «Катод», ООО «Катод», НИИ электронных приборов, Бердский электромеханический завод и др.).
Еще не долина, уже не лес
Более того, рост экономики может основываться на массированном вводе производств инновационной и высокотехнологичной продукции в рамках действия длинной технологической цепочки (за рубежом его принято называть downstream-производством). В Новосибирской области можно насчитать несколько сотен компаний, которые относятся к категории технологичного и высокотехнологичного бизнеса (только в рамках «Академпарка» их 300, при этом 91 компания — это резидент бизнес-инкубатора, в них работает 9,2 тыс. сотрудников, а совокупная выручка в 2017 году — 25,8 млрд рублей). Другими словами, следует ориентироваться не просто на валовый рост экономики области, а на новое качество роста, основанное на технологических и структурных преобразованиях.
И здесь можно было бы апеллировать к научно-технологическому потенциалу области с его Новосибирским научным центром и его исследовательскими институтами. Но пока здесь так и не создано критической массы (а не единичных случаев) прорывных проектов и поточных высокотехнологичных продуктов с национальным или мировым брендом. Хотя именно отсюда выросли такие компании, как OCSiAL (разработчик и производитель одностенных углеродных нанотрубок), «Алекта» (автоматизация в области управления производством и бизнесом) и еще два-три десятка успешных примеров связки между научной разработкой, стремлением к деловой активности и выстраиванием нужных бизнес-процессов. Сейчас же сам Академгородок с точки зрения создания новой эко-среды для роста инновационной экономики, в силу внутренних и внешних причин своего развития, по-прежнему, далек от уровня научно-технологического устройства Силиконовой долины, индийского Бангалора, японского Кремневого острова, большинства китайских и тайваньских научно-технологических центров.
Отдельного внимания (и положительной оценки) заслуживают Академпарк и его резиденты — частные компании, а также несколько лидирующих научных институтов и производственных организаций, такие как СКТБ «Катализатор», уверенное развитие Новосибирского государственного университета и наукограда Кольцово. Поддержанный на самом высоком уровне новый проект развития Академгородка — «Академгородок 2.0» — может стать синергетическим центром создания современных отечественных или кооперационных инноваций и технологий, местом притяжения новых инвестиций, ученых и специалистов. В частности, он предполагает создание Центра коллективного пользования «СКИФ» (Сибирский Кольцевой Источник Фотонов) Института ядерной физики СО РАН, так называемый синхротрон, стоимостью 40 миллиардов рублей, который должен стать самым современным в мире и уже получил поддержку президента страны. Среди других крупных проектов, вошедших в план развития Новосибирского Академгородка и получивших предварительное одобрение на федеральном уровне, — ускорительный комплекс со встречными электрон-позитронными пучками с объемом инвестиций в 37 миллиардов рублей, национальный центр компетенций «Генетические технологии» — 21 миллиард рублей, междисциплинарный исследовательский комплекс аэрогидродинамики, машиностроения и энергетики, стоимостью 15,8 миллиардов рублей. Вошли в национальный проект «Наука» и предложения по созданию Центра нанотехнологий (ИФП СО РАН) и развитию инфраструктуры НГУ (требующие инвестиций в 10 и 10,3 млрд рублей соответственно).
В лучах антрацита
Рейтинг крупнейших компаний Новосибирской области показывает, что темп прироста выручки компаний региона практически не изменился и находится в пределах 10-12% (в 2017 году — 9,86%), совокупный доход 100 крупнейших предприятий достиг отметки в 1 трлн рублей. Суммарная чистая прибыль возросла на рекордные 42%, прежде всего, за счет угледобывающей компании «Сибирский антрацит», авиакомпаний Группы S7, нефтеперерабатывающего комплекса «ВПК-Ойл» и новых угледобывающих компаний в Искитимском районе («Разрез «Восточный» и «Сибмайнинг»).
Так, «Сибирский Антрацит» стабильно развивается и вносит существенный вклад в экономику региона. В 2018 году компания планирует перевыполнить план в 8,5 млн тонн антрацитового угля, а в 2019‑м выйти за границы 10 млн тонн. В Коченевском районе «ВПК-Ойл» провел реконструкцию действующего комплекса и увеличил мощность нефтеперерабатывающего завода до 1 млн тонн перерабатываемого сырья в год (из них 800 тыс. тонн нефти и 200 тыс. тонн мазута). Сейчас ведется строительство битумного терминала, с битумным хранилищем на 50 тыс. тонн и с возможностью расширения до 100 тыс. тонн, а также железнодорожная эстакада по приемке и отгрузке битумов. Компания «ВостокУголь» начала разрабатывать «Разрез Восточный» в 2015 году и через год началась добыча антрацита (в 2017-м добыто 4,04 млн тонн). Для вывоза угля введена в эксплуатацию собственная железнодорожная станция «Восточная» пропускной способностью до 5 млн тонн угля в год. Несколько месяцев назад с Западно-Сибирской железной дорогой подписано соглашение о сотрудничестве по созданию новой и развитию существующей транспортной инфраструктуры. Это расширит пропускную способность железной дороги, что позволит осуществить инвестиционную программу «Разреза Восточный» по увеличению добычи антрацита до 10 млн тонн уже к 2020 году. Энергетическая компания «СибМайнинг» основана в 2010 году, и основная ее деятельность была направлена на оказание транспортных услуг по перевозке вскрыши и добычи для угольных предприятий Кемеровской области. В 2013 году профиль деятельности был пересмотрен, открыто направление сбытовой деятельности (продажа электроэнергии), и уже в 2015 году компания выиграла тендер на ведение горных работ на разрезе в Кемеровской области, а в начале 2016 года введен в эксплуатацию первый разрез по добыче угля в Искитимском районе Новосибирской области. Развитие угольной отрасли области в свою очередь будет способствовать увеличению числа рабочих мест, социально-экономическому развитию района за счет локализации бюджетных эффектов от добычи угля.
Резюмируя, можно сказать, что проблемные места в социально-экономическом развитии Новосибирской области есть, но хорошие новости в том, что региональные власти поняли, что их можно и важно переформатировать в приоритетные задачи развития. Сегодня как никогда необходимо стимулировать привлечение в регион инвестиций — местных или иностранных. И в первую очередь — в производства инновационной и высокотехнологичной продукции в рамках действия downstream-цепочки. Такие типы продукции и услуг — от новых материалов, электроники до информационных технологий и продуктов — имеют более высокую добавленную стоимость, расширяют рынки сбыта за счет своей уникальности и экспортной ориентированности. Что в полной мере отвечало бы и глобальным вызовам, имеющимся в регионе компетенциям и амбициям по развитию новой экономики.
Заканчивается очередной цикл развития жилищного рынка, главными элементами которого стали отмена долевого строительства и введение системы эскроу-счетов для девелоперских проектов, разворачивание программ льготной ипотеки и завершение нацпроекта «Жилье». Результаты неоднозначны. Главной цели нацпроекта — выхода на строительство 120 млн кв. м жилья в год — добиться не удалось. Ставка на доминантное развитие ипотеки привела к формированию дисбалансов: жилье подорожало вдвое, его доступность резко снизилась. Вдобавок модель стала слишком обременительной для бюджета: только в 2025 году на субсидирование ипотечных кредитов государству придется потратить астрономическую сумму — 2 трлн рублей.
Как выбираться из кризиса и что станет задачей следующего этапа жилищной политики обсуждаем вместе с обозревателем «Монокля» Алексеем Щукиным.
0.00 Вступление
02.51 Почему реформа жилищного рынка не удалась
08.30 Сильно ли жилищное лобби
13.30 Кто пролоббировал семейную ипотеку
19.45 Как посчитать себестоимость квадратного метра
26.51 Почему цены на жильё продолжают рост
33.15 Улучшилось ли качество жилья
37.30 Есть ли спасение от высотной застройки
50.00 Отказ от собственности в пользу аренды
59.30 Альтернативные решения для жилищного рынка