Пора структурных перемен

24 сентября 2018, 00:00

Новосибирская область входит в новую волну структурных экономических преобразований — переформатированы долгоиграющие проекты и обозначены новые точки роста

Читайте Monocle.ru в

Считающаяся перспективной по своему экономическому потенциалу, подкрепленному мощной научно-технологической базой Сибирского отделения РАН и географически обусловленными конкурентными преимуществами, Новосибирская область год от года оказывалась в стороне от глобальных инвестиционных потоков — как частных инвесторов, так и, за некоторыми исключениями, крупных государственных инфраструктурных проектов. Впрочем, нехватки самих проектов — как планов и концепций — тоже никогда не ощущалось. Но дальше обсуж­дений и рассмотрений этих планов теми или иными структурами управления дело не шло.  Очередная смена руководства области позволила сдвинуть проекты со стадии «обсуждения», приблизив стадию «конкретных решений». В регионе началась организационная перенастройка, внедрение новых форматов работы, а значит, в ближайшее время можно ожидать и повышения эффективности от действий и, наконец, реализованных проектов.

Глобальные тренды под региональным углом

В ходе одной из экспертных сессий научно-технологического форума «Технопром-2018», посвященных социально-экономическому развитию Новосибирской области, представители экономического блока правительства региона говорили о глобальных трендах развития — технологическом прогрессе, дефиците ресурсов и глобализации, цифровизации и новой экономике. И о том, что если их не учитывать, то область в будущем окажется в числе отстающих российских регионов. Закономерно возник вопрос и о перспективах создания крупных производств в новых, нетрадиционных для экономики области отраслях — например, локализации сборочного производства тяжелой техники зарубежных марок для добывающей промышленности Сибири и Дальнего Востока. Поскольку область «тяготеет» к крупным центрам добычи угля, металлов, неметаллического сырья, в зоне потенциального интереса могла бы оказаться сборка с высокой степенью локализации бытовой техники и электроники или химическое производство третьих, четвертых, пятых переделов. Несмотря на видимые преимущества такого индустриального подхода, успешно апробированного в центральных регионах страны на площадках особых экономических зон, региональные экономисты призвали подойти к выбору перспективных направлений с позиций концепции «Промышленность 4.0». То есть, с точки зрения результата интеграции вертикальной и горизонтальной цепочек создания стоимости, появления новых технологических и цифровых платформ взаимодействия. Очевидно, что те инновации и изменения в технологиях, которые произойдут в мире, в стране и коснутся Новосибирской области в ближайшие 10-12 лет, опережают те представления, которые есть сегодня. А, значит, имеет смысл концентрироваться на отдельных их направлениях, элементах и владении технологиями внутри отраслей, сходятся эксперты.

Для Новосибирской области в развитии своих компетенций закономерно ориентироваться на нарастающие глобальные тренды: учитывать сокращение инновационного цикла, распространение «умных» технологий, концентрацию цепочек создания стоимости вокруг центров создания знаний, увеличение инвестиций в возобновляемую энергетику и технологии ресурсосбережения, усиление конкуренции за инвестиции и квалифицированные кадры, а также рост спроса со стороны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Анализ целевой выборки из 24 технологичных и высокотехнологичных предприятий Новосибирской области (в нее включены доступные на момент подготовки статьи данные с нижним порогом выручки компаний в 400 млн рублей, см. таблицу 2), действительно косвенно показывает обоснованность и целесо­образность такого подхода.  Так, темпы прироста их выручки в два раза ниже, чем в целом по рейтингу, но рентабельность выше почти в 2,5 раза. В выборку попали компании как в сфере информационных технологий и разработки программного обеспечения (ЦФТ, «ДубльГИС», Plesk, ARQA Technologies), так и производства технологичных продуктов на базе предприятий, выполнивших модернизацию и обновление мощностей, разработавших и начавших производство новых современных образцов продукции, в том числе военного назначения (Новосибирский приборостроительный завод, АО «Катод», ООО «Катод», НИИ электронных приборов, Бердский электромеханический завод и др.).

Еще не долина, уже не лес

Более того, рост экономики может основываться на массированном вводе производств инновационной и высокотехнологичной продукции в рамках действия длинной технологической цепочки (за рубежом его принято называть downstream-производством). В Новосибирской области можно насчитать несколько сотен компаний, которые относятся к категории технологичного и высокотехнологичного бизнеса (только в рамках «Академпарка» их 300, при этом 91 компания — это резидент бизнес-инкубатора, в них работает 9,2 тыс. сотрудников, а совокупная выручка в 2017 году — 25,8 млрд рублей).  Другими словами, следует ориентироваться не просто на валовый рост экономики области, а на новое качество роста, основанное на технологических и структурных преобразованиях.

И здесь можно было бы апеллировать к научно-технологическому потенциалу области с его Новосибирским научным центром и его исследовательскими институтами. Но пока здесь так и не создано критической массы (а не единичных случаев) прорывных проектов и поточных высокотехнологичных продуктов с национальным или мировым брендом. Хотя именно отсюда выросли такие компании, как OCSiAL (разработчик и производитель одностенных углеродных нанотрубок), «Алекта» (автоматизация в области управления производством и бизнесом) и еще два-три десятка успешных примеров связки между научной разработкой, стремлением к деловой активности и выстраиванием нужных бизнес-процессов. Сейчас же сам Академгородок с точки зрения создания новой эко-среды для роста инновационной экономики, в силу внутренних и внешних причин своего развития, по-прежнему, далек от уровня научно-технологического устройства Силиконовой долины, индийского Бангалора, японского Кремневого острова, большинства китайских и тайваньских научно-технологических центров.

Отдельного внимания  (и положительной оценки) заслуживают Академпарк и его резиденты — частные компании, а также несколько лидирующих научных институтов и производственных организаций, такие как СКТБ «Катализатор», уверенное развитие Новосибирского государственного университета и наукограда Кольцово. Поддержанный на самом высоком уровне новый проект развития Академгородка — «Академгородок 2.0» — может стать синергетическим центром создания современных отечественных или кооперационных инноваций и технологий, местом притяжения новых инвестиций, ученых и специалистов. В частности, он предполагает создание Центра коллективного пользования «СКИФ» (Сибирский Кольцевой Источник Фотонов) Института ядерной физики СО РАН, так называемый синхротрон, стоимостью 40 миллиардов рублей, который должен стать самым современным в мире и уже получил поддержку президента страны. Среди других крупных проектов, вошедших в план развития Новосибирского Академгородка и получивших предварительное одобрение на федеральном уровне, — ускорительный комплекс со встречными электрон-позитронными пучками с объемом инвестиций в 37 миллиардов рублей, национальный центр компетенций «Генетические технологии» — 21 миллиард рублей, междисциплинарный исследовательский комплекс аэрогидродинамики, машиностроения и энергетики, стоимостью 15,8 миллиардов рублей. Вошли в национальный проект «Наука» и предложения по созданию Центра нанотехнологий (ИФП СО РАН) и развитию инфраструктуры НГУ (требующие инвестиций в 10 и 10,3 млрд рублей соответственно).

В лучах антрацита

Рейтинг крупнейших компаний Новосибирской области показывает, что темп прироста выручки компаний региона прак­тически не изменился и находится в пределах 10-12% (в 2017 году — 9,86%), совокупный доход 100 крупнейших предприятий достиг отметки в 1 трлн рублей. Суммарная чистая прибыль возросла на рекордные 42%, прежде всего, за счет угледобывающей компании «Сибирский антрацит», авиакомпаний Группы S7, нефтеперерабатывающего комплекса «ВПК-Ойл» и новых угледобывающих компаний в Искитимском районе («Разрез «Восточный» и «Сибмайнинг»).

Так, «Сибирский Антрацит» стабильно развивается и вносит существенный вклад в экономику региона. В 2018 году компания планирует перевыполнить план в 8,5 млн тонн антрацитового угля, а в 2019‑м выйти за границы 10 млн тонн. В Коченевском районе «ВПК-Ойл» провел реконструкцию действующего комплекса и увеличил мощность нефтеперерабатывающего завода до 1 млн тонн перерабатываемого сырья в год (из них 800 тыс. тонн нефти и 200 тыс. тонн мазута). Сейчас ведется строительство битумного терминала, с битумным хранилищем на 50 тыс. тонн и с возможностью расширения до 100 тыс. тонн, а также железнодорожная эстакада по приемке и отгрузке битумов. Компания «Восток­Уголь» начала разрабатывать «Разрез Восточный» в 2015 году и через год началась добыча антрацита (в 2017-м добыто 4,04 млн тонн). Для вывоза угля введена в эксплуатацию собственная железнодорожная станция «Восточная» пропускной способностью до 5 млн тонн угля в год. Несколько месяцев назад с Западно-Сибирской железной дорогой подписано соглашение о сотрудничестве по созданию новой и развитию существующей транспортной инфраструктуры. Это расширит пропускную способность железной дороги, что позволит осуществить инвестиционную программу «Разреза Восточный» по увеличению добычи антрацита до 10 млн тонн уже к 2020 году. Энергетическая компания «СибМайнинг» основана в 2010 году, и основная ее деятельность была направлена на оказание транспортных услуг по перевозке вскрыши и добычи для угольных предприятий Кемеровской области. В 2013 году профиль деятельности был пересмотрен, открыто направление сбытовой деятельности (продажа электроэнергии), и уже в 2015 году компания выиграла тендер на ведение горных работ на разрезе в Кемеровской области, а в начале 2016 года введен в эксплуатацию первый разрез по добыче угля в Искитимском районе Новосибирской области. Развитие угольной отрасли области в свою очередь будет способствовать увеличению числа рабочих мест, социально-экономическому развитию района за счет локализации бюджетных эффектов от добычи угля.

Резюмируя, можно сказать, что проб­лемные места в социально-экономическом развитии Новосибирской области есть, но хорошие новости в том, что регио­нальные власти поняли, что их можно и важно переформатировать в приоритетные задачи развития. Сегодня как никогда необходимо стимулировать привлечение в регион инвестиций — местных или иностранных. И в первую очередь — в производства инновационной и высокотехнологичной продукции в рамках действия downstream-цепочки. Такие типы продукции и услуг — от новых материалов, электроники до информационных технологий и продуктов — имеют более высокую добавленную стоимость, расширяют рынки сбыта за счет своей уникальности и экспортной ориентированности. Что в полной мере отвечало бы и глобальным вызовам, имеющимся в регионе компетенциям и амбициям по развитию новой экономики.