В своем послании к Федеральному собранию в марте 2018 года президент Владимир Путин поставил цель — к 2024 году повысить долю малого бизнеса в ВВП с нынешних 20% до 40% и увеличить занятость в сфере МСП до 25 млн человек. Показатели эти уже значительно скорректированы с учетом того, что ранее поставленные цели на период 2015-2017 годов достигнуты не были, как следует из отчета аудиторов Счетной палаты. В качестве объяснения, почему не удалось реализовать первоначальный план, представители Минэкономразвития указывают на существенное снижение финансирования программы — практически на треть от заявленных 16 млрд рублей. Однако, как показал анализ различных направлений поддержки МСП, проведенный специалистами Счетной палаты, поддержка эта слишком разрозненна и практически не имеет влияния на темпы роста малого предпринимательства.
Работа надзорных органов и существующие регламенты подвергаются регулярной критике со стороны предпринимательского сообщества и считаются чуть ли не единственным сдерживающим фактором в развитии отечественного малого бизнеса. Возможно ли за два года создать прозрачную систему контроля, поможет ли она совершить рывок российской экономике и что необходимо, чтобы через 24 месяца бизнес получил действительно современные нормы, понятные как предпринимателям, так и контрольно-надзорным органам?
Генеральный директор Объединения алтайских компаний сельхозмашиностроительной сферы «Алмаз» Станислав Кедик
— Обязательных требований к бизнесу сегодня предъявляется действительно много. И это касается абсолютно любой сферы, зачастую даже не связанной напрямую с производством. Поэтому сама по себе инициатива, безусловно, оценивается положительно. Многие требования, действующие сегодня, были приняты еще в советское время и на самом деле не всегда адекватно применимы в современных условиях развития инновационных технологий — не учитывают особенностей законодательства и создают дополнительные сложности в процессе согласования документов, взаимодействия бизнеса с органами государственной власти, с муниципалитетами. В то же время мы знаем, что есть определенный стандарт качества, который был задан, в том числе и благодаря установленным когдато требованиям. Поэтому есть определенные опасения в том, что предлагаемая «регуляторная гильотина» даст возможность недобросовестному бизнесу экономить на качестве и играть на стоимости аналогичных продуктов, представленных на рынке. Потребуется время, прежде чем потребитель сможет реально оценить разницу. Таким образом, это может ударить по стабильно работающим предприятиям, придерживающимся определенных стандартов не столько в силу существующих требований законодательства, сколько в силу собственной ответственности перед потребителем. Но председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев заявил также и о намерении провести специальную экспертизу, которая позволит выявить избыточные и неэффективные требования. Поэтому мы рассчитываем, что предполагаемые к 2020 году изменения действительно позволят решить задачу экономического рывка в нашей стране.
Директор по правовым и имущественным вопросам ГК «Парфюм» в Сибири Наталья Пинигина
— В рамках проведения экспертизы нормативноправовых актов институтам региональных омбудсменов необходимо продолжить работу по системному анализу административных регламентов с целью выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской деятельности. Необходимо сделать системным участие уполномоченного совместно с предпринимателями во внутриведомственных комиссиях по снижению количества обязательных требований и формированию чеклистов для проверок. Это целесообразно сделать в рамках той самой «регуляторной гильотины» и с учетом лучших практик — например, Казахстана.
Для справки: у нас сейчас 44 органа, осуществляющих контрольнонадзорные функции. Более 180 видов государственного контроля (надзора). Более 9 тысяч нормативноправовых актов (НПА) устанавливают свыше 2 миллионов обязательных требований, проверяемых в рамках контрольной и надзорной деятельности. Издержки бизнеса на соблюдение этих обязательных требований составляют более 4 триллионов рублей и занимают 2030 процентов от их общих затрат. В Казахстане сократили список до 30 тысяч нормативноправовых актов, и количество проверок сразу снизилось в шесть раз.
Важно снизить общий уровень регуляторной нагрузки через тотальный пересмотр или отмену неэффективных, устаревших и избыточных требований. Для этого важно законодательно закрепить механизм сокращения избыточных и устаревших требований и в 20192020 годах пересмотреть НПА и содержащиеся в них обязательные требования с широким участием предпринимательского сообщества при содействии в регионах института бизнесомбудсмена. Требования, которые были приняты до 2010 года (до введения процедуры оценки регулирующего воздействия в контрольнонадзорную деятельность) и не будут пересмотрены до конца 2020 года, должны быть отменены.
Ориентировочная длительность аналогичных реформ в зарубежных странах — от 9 до 36 месяцев. Так, Южная Корея в течение 11 мес. пересмотрела 11 тысяч нормативных актов и норм, из которых отменила порядка 50 процентов, а 22 процента упростила. Мексика за девять месяцев пересмотрела 2 038 актов, из которых 54 процента отменены и 27 процентов упрощены. Вьетнам за три года пересмотрел 5 240 актов, из которых 9 процентов отменены и 77 процентов упрощены.
Тема очень острая для России, три года предпринимательское сообщество «проталкивало» эту идею, и сегодня мы понимаем, что для ее реализации обязательно должны включиться сами предприниматели! Бизнесомбудсмен может входить принудительно во все контрольнонадзорные комиссии и контролировать реальное сокращение требований — только в этом случае за два года можно чтото изменить. При этом важно, чтобы у регионального омбудсмена было юридическое образование — это даст ему возможность отстаивать интересы бизнеса в суде, а не просто пересылать бумаги от инстанции к инстанции.
«Работа надзорных органов и существующие регламенты подвергаются регулярной критике со стороны
предпринимательского сообщества и считаются чуть ли не единственным сдерживающим фактором в
развитии отечественного малого бизнеса».
«Работа надзорных органов и существующие регламенты подвергаются регулярной критике со стороны предпринимательского сообщества и считаются чуть ли не единственным сдерживающим фактором в развитии отечественного малого бизнеса».
Генеральный директор ИК «Империал», сопредседатель НРО ОО«ОПОРА РОССИИ» Виктор Остахов
— Инициатива — это, конечно, хорошо, но пока это просто очередные слова. На каждом форуме и круглом столе руководители разных ведомств говорят о переменах, развитии и усовершенствовании. Одно время был даже подъем делового сообщества, когда стали открыто приглашать предпринимателей для диалога и, казалось, слышать обратную связь. Считаю, что пора уже все эти инициативы начинать реализовывать, а то в большей части это пока выглядит как «поговорили и забыли».
Если быть честным, этот вопрос, конечно же, назрел даже не вчера, потому что те нормы и стандарты, что были в Советском Союзе, давно утратили свою актуальность, но каждый день вводятся новые нормы и правила для развития предпринимательства, и пока все это только усложняет и тормозит рост. Минэкономики привело пример других стран, где этот процесс «гильотины» занимал от года до 34 лет, и работающего результата удавалось добиться не всем странам. Конечно, к февралю 2020 года нам подготовят отличную презентацию о том, как будет интегрирована новая улучшенная и упрощенная система требований государства к бизнесу.
Но для того, чтобы чтото изменилось, нужна реальная совместная работа государства, общественных организаций, делового сообщества и контрольнонадзорных органов. Для создания реально действующего механизма, для анализа и выявления всех устаревших, ненужных стандартов и дыр нужны работающие эксперты из разных отраслей, из реального сектора. «ОПОРА РОССИИ» в такой работе принимает активное участие, и результаты видно, но мы также должны понимать, что без совместных усилий нас ждет не развитие бизнеса, а только еще большее зарегулирование и стагнация.
Вицепрезидент Ассоциации малоформатной торговли, координатор по Сибири и Дальнему Востоку, председатель Комитета по торговле НРО ООО «ОПОРА РОССИИ» Наталия Кошелева
— Бизнес зарегулирован и перерегулирован. Каждый год принимается огромное количество законов, НПА, вносятся изменения в действующие. При этом сколько их отменяется как неактуальные, дублирующие, противоречащие друг другу? Однозначно в разы меньше. Что это означает? Только одно: нагрузка на бизнес в виде количества регулирующих деятельность предпринимателей норм и правил постоянно растет.
Президент поставил задачу увеличить число занятых в МСП в 1,6 раза к 2024 году. Для этого нам необходимо улучшить предпринимательский и инвестиционный климат. Уверена, что такой инструмент, как «регуляторная гильотина», поможет в этом. Минэкономразвития РФ давно прорабатывает данный проект. Сомневаться в его эффективности и в том, что он заработает, я не могу. Я активно участвую в других проектах, осуществляемых Минэкономразвития — таких, как оценка регулирующего воздействия (ОРВ), экспертиза, — и вижу эффект. Необходимо отметить и высокий уровень работы нашего регионального Минэкономразвития. Так, по результатам 2018 года Новосибирская область вошла в тройку лучших регионов России в рейтинге качества проведения процедур ОРВ в субъектах РФ. В 2019 году планирую принимать участие в процедуре Оценки фактического воздействия (ОФД) — это тоже проект Минэкономразвития РФ. Таким образом, проект «Регуляторная гильотина» не выглядит для меня чемто из ряда вон выходящим. Это еще один элемент в цепочке механизма защиты интересов предпринимателей путем максимального исключения из регулирования положений, польза от которых существенно меньше издержек бизнеса. Считаю, что результаты, которые планируется достигнуть по итогам реализации проекта «регуляторная гильотина», вполне реальны.
Генеральный директор ООО НПФ «Алтайский букет» Сергей Мухортов
— Инициатива прекрасная, но, боюсь, будет малоэффективной — по причине несвоевременности. Сегодня многие предприятия малого и среднего бизнеса находятся не просто в сложных условиях, а на грани выживания. И нужно уже не просто ослаблять регуляторную хватку, а думать о том, как помогать им сохраниться. Вот представьте: приходите вы в больницу, температура под 40, а вам вместо жаропонижающего предлагают другой вариант: «У вас ботинки тесные, они жмут вам, давайте мы их через год поменяем?» Ну, тоже правильно, конечно, но, вопервых, можно не дожить до столь позитивных перемен, а вовторых, не факт, что они состоятся в срок и в нужном объеме. Не раз уже власти обещали малому бизнесу золотые горы, однако воз далеко не сдвинулся.
Считаю, что в указанные сроки на практике озвученная инициатива очень сложно осуществима. Создавалито эти регуляторные механизмы многие годы совершенно разные органы власти, зачастую из разных сфер управления, а сейчас дорожную карту реализуют за год? Очень сомневаюсь. Основная трудность — договориться внутри правительства и далее научить органы власти в регионах не только букве, но и духу закона, чтобы не было, так сказать, «перегибов на местах». А бизнес, конечно, поддержит любую инициативу, связанную с ослаблением государственного давления.
Чтобы через два года бизнес получил действительно современные нормы, необходимо в первую очередь решить вопрос по упрощению получения финансовой поддержки и финансового стимулирования малого и среднего бизнеса. Тогда любой бизнес, и малый в том числе, получит возможность стать сильнее экономически, а сильной системе не страшны жесткие меры регулирования.
Председатель НРО ООО «ОПОРА РОССИИ»,
генеральный директор АО «Новосибирскхлебопродукт» — зерновые элеваторы» Сергей Соколов
— «Регуляторная гильотина» — вполне подходящее название для того процесса, который уже давно требуется, то есть снижения административного давления на бизнес. Сама идея — это инициатива «ОПОРЫ РОССИИ», которою мы озвучивали премьерминистру. Понятно, что относимся к этой инициативе мы положительно, у нас по этому направлению уже есть «дорожная карта». Если говорить о сроках — за год вполне реально отсечь этой гильотиной устаревшие требования. Контрольнонадзорные органы в принципе в курсе того, какие требования уже не актуальны либо избыточны. Поэтому в большей степени это возможно. Трудности могут возникнуть больше в идеологическом плане. На сегодня в России действует порядка 2 миллионов требований, так или иначе регулирующих бизнеспроцессы. Кстати, в Казахстане, например, их втрое меньше. И сегодня одна из задач этой гильотины — отсечь дублирующие или противоречащие друг другу требования. До сих пор есть нормативные документы, подписанные еще Советом народных комиссаров. Был даже прецедент, когда уволенный в запас военнослужащий в судебном порядке, опираясь на одно из положений Совета народных комиссаров, доказывал, что при увольнении в запас военнослужащему не ниже майора полагается лошадь — и был прав. Это, конечно, комично, но трудности могут быть сегодня в том числе в решительности контрольнонадзорных органов назвать какието требования избыточными.
Чтобы бизнес через два года получил действительно современные нормы, понятые всем, нужно находиться в диалоге, чтобы у всех сторон был единый понятийный аппарат, и не было возможности трактования норм каждому посвоему. Белое — это белое, черное — черное. И только такая однозначная механика должна лежать в основе регуляторного пространства, очищенного гильотиной.
Председатель правления АО «Завод «Экран» Павел Бобошик
— Регулирование бизнеса, включая издание правил, распоряжений, нормативных актов и т.д. — одна из функций государства. Но конъюнктура трансформируется, поэтому время от времени требуются «чистки». В государствах как с развитой, так и с развивающейся экономикой с определенной периодичностью стоит проводить ревизию всех административных ограничений и регулирующих мер. В России, безусловно, нужно снижать давление на бизнес. Когда количество надзорных мероприятий зашкаливает, замедляются темпы экономического развития. В западных странах после подобных «чисток» экономика росла автоматически.
«Гильотина» как инструмент будет эффективна при изменениях в культуре взаимоотношений бизнеса и контролирующих структур. Показателем результативности последних является число выписанных штрафов, хотя власти говорят о необходимости иного подхода. Проверки не должны превращаться в «наезды», предпринимателей надо уважать — они открывают рабочие места, платят налоги, участвуют в социальных проектах.
Но запустить механизм «регуляторной гильотины» получится только при последовательной поддержке первых лиц страны. И если буквально каждые две недели отслеживать, что пущено «под нож». Конечно, надзорные органы начнут сопротивляться, прикрываясь интересами общества. Сейчас вся страна перетянута бюрократическими нитями, нормативные акты противоречивы, за исполнением смотрят сотни тысяч чиновников. Одна из самых зарегулированных сфер — финансовый сектор, в том числе валютные операции: действуют регламенты Минфина и Центробанка, различные инструкции, постановления судов… Кроме того, на предпринимателей вешают «косяки» за несоблюдение технических регламентов. Со стороны контролирующих инспекций — бизнес в чемнибудь да виноват, поскольку всегда найдется какойто подзаконный акт и техническая норма, которые нарушены, хотя большую часть из них надо упразднить или актуализировать. А пока, ввиду отсутствия четких и простых императивов, это порождает коррупцию: раз предприниматель всегда не прав, то ему проще предложить проверяющему взятку, чем придерживаться идущих вразрез друг с другом норм. Для малого бизнеса взятка, пожалуй, единственное решение. Крупная компания имеет мощный юридический ресурс, соответственно, может «отбиться» от претензий — доказать их несостоятельность в суде, что, опять же, требует денег и времени.