Государство в кармане

Михаил Кичанов
18 марта 2019, 00:00

Дублирование и разрозненность данных, несогласованность между ведомствами и неготовность чиновников к переменам — что мешает цифровой трансформации госуправления в регионах, переводу госуслуг для населения и бизнеса в режим онлайн?

ФОТО АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВА
Читайте Monocle.ru в

В начале марта глава Счетной палаты России Алексей Кудрин заявил, что уровень информатизации российских министерств крайне низок, базы данных «недостоверные, не обновляемые, ими очень тяжело пользоваться» — при том, что ежегодно на эти цели из федерального бюджета выделяется около 100 млрд рублей. Ситуация складывается тревожная.

Согласно федеральному проекту «Цифровое государственное управление», который в свою очередь входит в национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации», власти уже к концу 2021 года должны обеспечить «соответствие и нормализацию данных» при межведомственном электронном взаимодействии, а еще через три года — привести все форматы данных к единству, автоматизировав взаимоотношения между структурами управления при оказании госуслуг. К 2025 году документооборот между ведомствами должен стать электронным. Но еще раньше, 1 января 2022 года, все приоритетные государственные и муниципальные услуги граждане должны получать в цифровом виде.

По мнению экспертов, озвученная Алексеем Кудриным проблема в равной степени характерна и для региональных органов власти. «Причина в том, что исторически государственная информатизация велась у нас по отраслевому принципу. Каждое ведомство делало это самостоятельно, и в результате мы получили массу ведомственных информсистем, которые наполовину дублируют данные и функции друг друга, — рассказывает член правления ассоциации «Национальная платформа промышленной автоматизации» (НППА), заведующий кафедрой smart city СибГУТИ Дмитрий Гоков. — Например, в каждой системе существует собственный модуль для авторизации через ЕСИА, для межведомственного взаимодействия, для записи на прием, для рассылки уведомлений, для сбора статистики и так далее».

При этом участники IT-рынка отмечают: цифровизация органов власти в Сибири происходит быстрее, чем в среднем по стране.

Бумага не в тренде

Россия вообще и сибирские регионы в частности стремительно движутся к цифровому государству. Порталом госуслуг, например, сегодня пользуются более 85 млн человек. Это самый посещаемый в мире государственный сайт. Основные принципы цифрового государства — отсутствие физических документов, кроме удостоверения личности гражданина, принятие стандартных решений не чиновниками, а в автоматическом режиме, проактивное предоставление услуг, исключение бумажных процессов, предоставление платформы сервисного государства для бизнеса. Для населения и бизнеса это повышение скорости и качества госуслуг при минимизации очного контакта с госорганами.

Например, сейчас при рождении ребенка гражданин должен обратиться в ЗАГС за получением свидетельства о рождении, в паспортный стол за регистрацией, за льготами и пособиями — в органы социального обеспечения и в налоговую инспекцию. По прогнозу экспертов «Центра стратегических разработок», после цифровой трансформации, которую федерация планирует завершить до конца 2024 года, гражданину не придется совершать всех этих действий. Уже в роддоме информация о рождении ребенка попадет в «океан данных», где возникнет его «цифровой двойник». Далее «цифровой двойник» будет «обрастать» все новыми и новыми данными. Платформенные сервисы будут активно предлагать гражданину различные услуги.

По пути развития цифрового правительства страна идет последние 10 лет, с открытия портала госуслуг. В 2012 году федерация приняла решение, по которому чиновники при оказании госуслуг не имеют права требовать от граждан справки, которые уже есть в распоряжении госорганов. Для исполнения этого требования была создана Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которая позволяет федеральным, региональным и местным органам власти, а также надзорным и контрольным учреждениям обмениваться данными, необходимыми для оказания госуслуг. С ее помощью специалисты ведомства, в которое гражданин обратился за услугой, получают необходимые данные от других госструктур.

Благодаря внедрению СМЭВ количество бумажных запросов между ведомствами стремительно снижается. Если в Алтайском крае их доля в 2014 году оценивалась в 33,5%, то в 2018 — менее 1%. Аналогичная статистика в других регионах Сибирского федерального округа. Количество запросов к СМЭВ растет и в абсолютных показателях. В Новосибирской области в прошлом году количество запросов в федеральные и региональные органы власти возросло по сравнению с 2017 годом на четверть — с 890 тыс. до 1,1 млн.

Как рассказал журналу «Эксперт-Сибирь» руководитель департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области Анатолий Дюбанов, все наиболее востребованные государственные и муниципальные услуги уже переведены в регионе в электронный вид. «Это означает, что заявление на предоставление услуги можно подать через портал госуслуг, — объясняет он. — С помощью электронных сервисов житель области может записаться на прием в органы власти на удобное ему время, оплатить госпошлину онлайн, получить результат госуслуги в МФЦ и многое другое».

Причем госуслуги через портал оказываются быстрее и дешевле, чем оффлайн. В частности, портал позволяет, не выходя из дома, оплатить штрафы ГИБДД с 50-процентной, а пошлины — с 30-процентной скидкой. По данным департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий, в 2018 году жители Новосибирской области совершили на портале госуслуг 792 тыс. платежей на сумму 896 млн рублей. Только за счет преференций при оплате пошлин и штрафов они сэкономили 250 млн рублей.

Количество услуг, оказываемых органами власти в электронном виде, также с каждым годом увеличивается. В 2017 году стартовал интерактивный портал службы занятости населения Новосибирской области. Компания в режиме онлайн может подавать сведения о потребности в кадрах и получать подборку необходимых работников из общего банка вакансий. За год с интерактивного портала обрабатывается более 100 тыс. электронных обращений, отметили в региональном департаменте информатизации и развития телекоммуникационных технологий.

С недавних пор в электронном виде в регионе оказывается и господдержка сельхозпроизводителям. Информационная система позволяет удаленно подавать заявки на предоставление мер государственной поддержки. Причем размер субсидии для каждого заявителя рассчитывается автоматически. По итогам прошлого года, сельхозпредприятия и фермеры подали в электронном виде более 3 тыс. заявок, общая сумма субсидий составила почти 2 млрд рублей. С января 2019 года исключительно в электронном виде принимаются заявления и документы на выдачу разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию.

До конца года власти обещают выпустить обновленную версию инвестиционного портала Новосибирской области, появится возможность отправлять отчеты об использовании средств господдерж­ки в электронном виде.

В июне 2018 года в стране было запущено мобильное приложение «Госуслуги для бизнеса». С его помощью предприниматель может узнать, когда на предприятие придет плановая проверка, получить информацию о штрафах в ГИБДД, узнать, взыскиваются ли с предприятия какие-либо долги через суд и в каком размере. В будущем функционал приложения расширится, обещают власти. Через «Госуслуги для бизнеса» можно будет оплачивать задолженности, заказывать государственные услуги, записываться на прием в ведомства и так далее.

Цифровая трансформация контрольно-надзорной деятельности в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление» приведет к существенному сокращению выездных и внеплановых проверок и снизит административную нагрузку на бизнес, убежден Анатолий Дюбанов. В ближайшее время на портале госуслуг появится возможность для бизнеса взаимодействовать с контролирующими органами по ключевым видам контроля и надзора. «В личном кабинете предприниматель сможет видеть, когда планируется проверка его предприятия, вносить результаты исполнения предписаний, оплачивать штрафы за административные нарушения и обжаловать действия должностных лиц конт­рольно-надзорных органов, — говорит руководитель департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области. — Цель — сделать контрольно-надзорную деятельность предельно прозрачной для бизнеса. Проверяющие должны не наказывать предпринимателей, а помогать им в выполнении пожарных, санитарных и прочих требований, разъяснять особенности норм и стандартов».

 16-2.jpg
 16-3.jpg

Нужны суперсервисы

Стоимость проекта «Цифровое государственное управление», который рассчитан до конца 2024 года, — 235,7 млрд рублей. В этом году на его реализацию в федеральном бюджете предусмотрено 29,2 млрд рублей. Однако сколько денег получат сибирские регионы, Москва еще не решила. «Федеральный уровень сейчас, по сути, определяется с ролью и местом регионов в цифровой трансформации, — говорит Анатолий Дюбанов. — То, как цифровизация госуправления происходит в России, заметно отличается от западного опыта. У нас это инициатива государства. Из-за огромных размеров страны и сложной системы госуправления очевидно, что нужны единые системные решения на уровне Москвы».

По словам Анатолия Дюбанова, в 2019 году никаких крупных мероприятий в области цифровизации за счет федерального бюджета не предусмотрено, за исключением трансформации контрольно-надзорной деятельности. «Сейчас формируются федеральные меры господдерж­ки в виде грантов по линии сквозных технологий. Например, на развитие цифровых платформ, софта, который будет универсальным для определенного направления той или иной отрасли экономики», — отметил он. 

Тем не менее, власти Новосибирской области рассчитывают привлечь финансирование из федерального бюджета на развертывание в регионе так называемых суперсервисов. Это создание комплексных услуг по приоритетным жизненным и деловым ситуациям, оказание которых не требует физического посещения органов власти. В списке суперсервисов — оформление земельного участка под строительство и сопровождение возведения объекта недвижимости, получение документации для регистрации и ведения бизнеса, оказание господдерж­ки, а также безбумажное сопровождение перевозок пассажиров и грузов.

Каждый из суперсервисов будет объединять целый набор отдельных федеральных, региональных и муниципальных услуг. В рамках цифровой трансформации госуслуг завершить создание суперсервисов в регионе планируется к 2021 году.

Шины и платформа

Дальнейшие темпы цифровой трансформации государственного управления на уровне федерального центра и регионов будут зависеть как от оперативного принятия необходимых нормативных документов и финансирования изменений, так и от того, насколько чиновники будут готовы меняться. Ведь придется отказаться от архаичной документоцентричной системы управления и практики очного присутствия заявителей.

«Поскольку мы имеем большой опыт в реализации проектов в госсекторе, мы видим, что при внедрении новых решений руководство ведомств сталкивается с высоким уровнем сопротивления со стороны своих подчиненных. Зачастую после внедрения новых технологий процессы не упрощаются, а дублируются на двух носителях: электронном и бумажном», — констатирует директор департамента по работе с региональными органами власти группы компаний Softline в Уральском и Сибирском федеральных округах Евгений Шмидт. «Многие чиновники не понимают ценности цифровизации, — вторит коллеге член правления НППА Дмитрий Гоков. — В ней видят скорее угрозу, чем благо. Например, угрозу ведомственному бюджету, ведь цифровизация сокращает потребность в кадрах, офисном оборудовании, площадях и так далее. При этом не видят новых возможностей — того, что сэкономленные средства будут направлены на новые отраслевые проекты, решение новых государственных задач».

Главную проблему в реализации проекта цифровизации госуправления эксперты видят в разрозненности баз данных федеральных и региональных ведомств. «Проблему дублирования информации и несогласованности между ведомствами практически невозможно решить. Если два ведомства хранят копии одного и того же документа и эти копии зажили своей жизнью, — какое из ведомств виновато? В итоге неизбежно будут возникать проекты единых информационных структур, где хранится вся информация», — считает аналитик ГК «ФИНАМ» Леонид Делицын.

Уйти от дублирования информации между ведомствами в рамках цифрового госуправления, по мнению Евгения Шмидта, поможет «создание в каждом из регионов единой информационной шины, которая аккумулирует информацию из разных источников». Более того, проекты по созданию таких «шин» существуют в большинстве российских регионов, но часто они работают не в полную силу, так как многие информационные системы морально устарели. «Современные же информационные системы создаются уже с учетом требований к уровню интеграции, и в течение нескольких лет данная проблема может решиться», — объясняет эксперт.

По мнению Дмитрия Гокова, проектирование эффективной IT-архитектуры для цифрового госуправления потребует не менее года. «Еще год потребуется, чтобы осуществить реинжиниринг данных и процессов, привести их к общим стандартам и заложить первичную интеграционную основу. Это будет платформа с едиными протоколами обмена данными, но все процессы пока будут протекать в старых ведомственных системах. И только на третий год можно будет переводить весь комплекс на микросервисную модель, при этом не отказываясь полностью от прежних систем ведомств, а вынимая из них дублирующийся функционал и перенося его в платформу. Весь путь такой трансформации может занять до пяти лет», — прогнозирует он.

Дмитрий Гоков считает важным совместить процесс цифровазиции госуправления с проектом «Умный регион». «Оба процесса должны идти согласованно, чтобы новые возможности были доступны не только органам власти, но также населению и бизнесу региона», — подчеркивает эксперт.