Через два года после закрытия старого аэропорта Ростова-на-Дону его имущественный комплекс остаётся предметом спора между двумя основными собственниками ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» — структурами группы «Агроком» ростовского предпринимателя Ивана Саввиди и компанией «Ростоваэроинвест» (РАИ), которую контролируют структуры группы «Ренова» Виктора Вексельберга и правительство Ростовской области. «Агроком» хочет получить контроль над зданиями и сооружениями старого аэропорта (это, например, здание старого аэровокзала и ряд других объектов за исключением взлётно-посадочной полосы). РАИ настаивает на распродаже этих объектов с торгов и ликвидации ОАО. Позиция правительства области может стать решающей, однако в нынешних условиях выбирать какую-то одну сторону конфликта ему невыгодно.
Политика взаимной блокировки
«Агроком» и РАИ обвиняют друг друга в создании «невыносимых условий» внутри общества. Сначала с открытым письмом в СМИ обратился РАИ. В нём компания раскритиковала позицию «Агрокома», который через аффилированные структуры (см. справку) заблокировал ликвидацию юридического лица, на балансе которого остаётся имущество не работающей уже два года донской авиагавани. «Многолетняя деструктивная позиция “Агрокома” наносит ущерб всем акционерам, делая невозможным принятие наиболее экономически целесообразного решения о ликвидации ОАО “Аэропорт Ростов-на-Дону”», — говорится в сообщении РАИ. При этом компания оставляет за собой право ликвидации ОАО через суд.
РАИ напоминает, что с 2013 года общее собрание акционеров ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» проводилось 17 раз. При этом структуры группы «Агроком» не поддержали ни одного решения, за исключением выдвижения своих представителей в органы управления обществом. За то же время было проведено 50 заседаний совета директоров ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону», рассмотрено 124 вопроса. Представители группы «Агроком» в совете директоров проголосовали против 112 вопросов, касающихся всех аспектов деятельности ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону». Только в 11 случаях они поддержали созыв собрания акционеров.
Структуры группы «Агроком» владеют большинством привилегированных акций старого аэропорта и имеют три кресла из семи в совете директоров компании. Управляет аэропортом РАИ, у которого большинство обыкновенных акций предприятия и четыре человека в совете директоров. Однако решение о ликвидации должно быть принято большинством голосующих акций (при ликвидации общества голосуют все акции — и привилегированные, и обыкновенные). А здесь большинство на стороне «Агрокома».
В 2013 году группа «Агроком» располагала большинством голосов в совете директоров ростовского аэропорта, благодаря наличию большинства привилегированных акций ОАО. Однако решением арбитражного суда контролирующего собственника обязали заплатить дивиденды за последние девять лет. После этого привилегированные акции перестали быть голосующими. Большинство в совете директоров получил РАИ, так как у этой компании тогда и на данный момент в распоряжении находится большинство обыкновенных акций предприятия. «Агроком» с этим не смирился и продолжил (по настоящее время) судиться с РАИ, оспаривая различные сделки и решения совета директоров, в котором структуры «Агрокома» утратили большинство.
В «Агрокоме» предложение о принудительной ликвидации ОАО отвергают. «По нашим оценкам, именно действия нынешнего руководства аэропорта, подконтрольного группе УК “Аэропорты регионов”, привели к оттоку значительной части активов из аэропорта», — говорится в сообщении «Агрокома». Сейчас эта сделка оспариваются в Арбитражном суде Ростовской области. «Агроком» предлагал совету директоров отдать компанию своим структурам в оперативное управление обществом, чтобы вывести её операционную прибыль, но эти предложения не пропустили.
В случае попытки ликвидации общества через суд «Агроком» пригрозил подать встречный иск «о злоупотреблении правом и применении иных доступных мер в рамках правового поля».
Что делать с территорией
Имущественный комплекс старого аэропорта находится на привлекательной территории. РАИ собирается предложить совету директоров ОАО привлечь независимого консультанта — компанию Alvarez&Marsal, которая обладает «всемирно признанной экспертизой в области реструктуризации и ликвидации акционерных обществ». Имущество аэропорта (в частности, здание аэровокзала) планируется выставить на открытые торги, а полученные денежные средства предполагается распределить между всеми акционерами ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону».
«Любой желающий, в том числе группа “Агроком”, который посчитает данное имущество ценным активом, сможет принять участие в открытых торгах и на общих основаниях приобрести его, а потом развивать любой бизнес на базе данного имущества, но уже в рамках своей акционерной или иной структуры», — говорится в сообщении РАИ.
По мнению учредителя АН «Парус» Максима Хмеля, даже без гипотетической застройки территории ростовского аэропорта, участок в районе здания старого аэровокзала очень перспективен с точки зрения развития девелоперского бизнеса. Рядом, в пешей доступности этой территории, возводятся или уже возведены жилые комплексы на улице Горсоветской, на Шолохова («Манхэттен»), а также на улице Вересаева.
«Если грамотно подойти к вопросу, то здание старого аэропорта можно превратить в очень интересное пространство, — уверен г-н Хмель. — В любом случае это лучше, чем просто продавать такое имущество с торгов, рынок сейчас сложный».
По словам эксперта Центра региональных социально-экономических исследований Александра Джадова, вопрос распоряжения имуществом старого аэропорта скорее политический. «Вексельберг человек федеральный, олигархам его уровня не принято отказывать или затягивать с решением каких-то вопросов, — говорит г-н Джадов. — С другой стороны, Саввиди представляет донскую бизнес-элиту, которая в последнее время негативно воспринимает правительство. Поддержка Саввиди была бы сигналом донской бизнес-элите, что она может рассчитывать на поддержку». В этом конфликте, по словам Александра Джадова, стороны будут идти до конца без компромисса, скорее всего, всё кончится очередными судебными тяжбами. Правительство области в лице губернатора Василия Голубева находится в данном конфликте на перепутье — учитывая количество вынужденных отставок и арестов, которые выпали на долю региональной власти, поддержка какой-то одной стороны может привести к непредсказуемым последствиям.