Сап’я Давудова (так в паспорте), генеральный директор ЧУ ДПО «Учебный центр “Профессия”», не понаслышке знакома с цифровыми технологиями. Сама идея её бизнеса появилась после осознанной необходимости изучить навыки обращения с компьютерам. Мечта чуть было так не осталась мечтой: в регионе проживания Сап’и рынок услуг в данной сфере не насыщен предложениями. Руководствуясь постулатом «не можешь победить — возглавь», предпринимательница решилась на старт-ап в сфере образования для взрослых.
— Расскажите, пожалуйста, с чего всё начиналось?
— Я родом из Дагестана. В 2008 году я захотела обучиться элементарной компьютерной грамотности. Это оказалось нетривиальной задачей: курсы, которые мне удалось найти, были неудобны по времени, а их качество оставляло желать много лучшего. Тем не менее, альтернативы не было: сначала я закончила их, затем «добрала» нужные мне знания в разных направлениях, но уже в индивидуальном порядке. Так и появилась идея открытия частного учебного центра для взрослых — с гибким графиком, с высоким качеством обучения.
Моим «бизнес-ангелом», главным инвестором и советчиком стал отец. Именно с его помощью я смогла оборудовать первый компьютерный класс, подписать договоры с достойными преподавателями, набрать и выпустить первый поток.
Вскоре стало ясно, что профессиональная подготовка и переподготовка — крайне востребованное направление, причём в совершенно разных нишах. Следующее направление, за которое мы взялись, — это сфера красоты. До появления центра «Профессия» парикмахерское искусство, мейк-ап и сопутствующие дисциплины «преподавались» прямо в салонах красоты, без теоретической базы и с минимальным количеством практики.
— Так было положено начало диверсификации бизнеса?
— Да, я постоянно изучала потребности целевой аудитории, предложения на рынке, искала свободные и востребованные ниши. «Коньком» нашего центра стало комбинированное, сбалансированное обучение, где находилось место и теории, и практике, и очной работе с преподавателями, и самостоятельной, удалённой. Мы старались подстраиваться под клиентов и в плане расписания: взрослый человек просто физически не может ничему учиться, если занятия проходят в неудобное для него время.
Спустя некоторое время по семейным обстоятельствам я переехала в Ессентуки. Бросать своё дело я не собиралась, но оказалось, что проще открыть новое учреждение, чем оформить его как филиал.
— Что оказалось самым сложным на новом месте?
— Как ни странно, национальный вопрос. Уроженке Дагестана тяжело работать в Ставропольском крае. Но я доказывала своим опытом, отзывами и добросовестным отношением к работе, что мне можно доверять. Почти каждый год я открывала новые отделения, офисы в соседних республиках. Самой дальней точкой стал Волгоград — но, к сожалению, он слишком далеко, процессы в нём оказалось сложно контролировать, и сейчас он закрыт.
Наши официальные офисы сейчас работают в Пятигорске, Нальчике, Владикавказе, головной офис — в Ессентуках. Но преподаватели работают и с выездом, «под заказ», с основном — в рамках курсов повышения квалификации для государственных и гражданских служащих. Таким образом мы охватываем Ингушетию, Чечню, Дагестан, Волгоград, Волжский, Ростов-на-Дону, Краснодар и другие города и области. Участвуем в тендерах на сайте госзакупок в рамках 44ФЗ и 223ФЗ. Также активно занимаемся дистанционным обучением как для юридических, так и физлиц из любой точки России, что особенно удобно для людей, учитывая эпидемию.
— Вы упомянули пандемию. Как ваша компания пережила этот кризис?
— Мы, конечно, не были готовы к переходу в режим самоизоляции. Особенно к тому, что он затянется на столь долгий период. Поэтому на первые несколько недель мы взяли паузу, а потом, когда масштаб бедствия стал очевиден, стали работать над развитием дистанционного обучения, перенаправляя на него все поступающие запросы.
Конечно, было очень сложно: многие курсы пришлось экстренно переписывать, некоторых преподавателей и многих студентов обучать работать с новыми компьютерными программами. Нередки были и проблемы с интернетом, со связью. Но справились, обучали, готовили скрипты, инструкции, мобильно поддерживали, рассказывали-показывали с помощью удалённого доступа. И в целом всё получилось.
Сейчас наши преподаватели успешно ведут онлайн-лекции, вебинары, общаются с учащимися через Zoom и Skype. Основные ресурсы в ближайшее время будут направлены на формирование контента для дистанционной площадки обучения, повышение квалификации сотрудников учебного центра и информирование клиентской базы о новых возможностях по дистанционному обучению.
Ещё одной неожиданной проблемой стала низкая мотивация учащихся. Взрослые люди — а как будто вспомнили, что такое школьные каникулы. Хотя, казалось бы, свободного времени наконец стало в избытке.
— Как вы оцениваете роль цифровых технологий в сфере образования?
— С одной стороны, при дистанционном обучении они позволяют существенно оптимизировать, ускорить процесс обмена информацией между сторонами. С другой стороны, такая сильная зависимость от цифровых технологий выявляет дополнительные проблемы и сложности. Например, сбой программного обеспечения, обрыв связи интернета-канала во время онлайн-лекции или вебинара (по не зависящим от учебного центра причинам: например, клиент вовремя не оплатил счёт, выставленный провайдером за предоставление ему интернет-связи и т.д.) оборачивается для учебного центра форс-мажорными расходами по повторной оплате педагогам дополнительного времени на обучение.
— Пришлось ли менять бизнес-модель?
— Нельзя сказать, что бизнес-модель в сфере дополнительного профессионального образования, существовавшая до пандемии, устарела и не востребована. Изменить полностью её невозможно из-за того, что рабочие профессии нельзя готовить полностью в дистанционном формате. Получение навыков в рабочей профессии возможно только в реальности, при прохождении практики, которую центр «Профессия» всегда предоставляет своим слушателям. Вместе с тем, мы обязаны строго следовать нормам действующих профессиональных стандартов. А возможное изменение содержания этих профстандартов находится в компетенции соответствующих федеральных органов. Поэтому полностью перейти на обучение в дистанционном формате невозможно.
Хотелось бы продолжать динамичное развитие — с открытием новых офисов и созданием новых курсов. Чтобы каждый человек, даже будучи взрослым, мог пройти обучение и начать работать в той сфере, к которой у него лежит сердце
— Какими финансовыми инструментами удалось воспользоваться в кризисный период?
— Нам помогли выжить несколько факторов. Первый (и, пожалуй, главный) — это реструктуризация кредита, ранее выданного нашей компании банком «Центр-инвест». Финальные платежи как раз должны были прийтись на разгар коронакризиса. Мы были вынуждены запросить отсрочку платежей. Наши просьбы были услышаны, нам пошли навстречу. Более того, со мной лично связались служащие из их головного офиса и подробно объяснили порядок действий — чтобы мы невольно ничего не нарушили и не создали сами себе проблем. Нам сделали каникулы, отсрочку по основному платежу. Это было как нельзя более кстати: одновременную выплату налогов, зарплат и кредитов мы бы просто не потянули. Помощи от государства не было никакой: не тот ОКВЭД. Понимание со стороны банка просто спасло наш бизнес.
Вторым фактором выживания стали переговоры с арендодателями. Мы добросовестные клиенты, снимаем помещения не по одному году — поэтому и тут нам удалось прийти к компромиссу и снизить плату за офисы, ставшие в один момент из места нашего заработка пустой обузой.
Ну и, в-третьих, нам пришлось временно закрыть офисы в Грозном и Назрани: эти города полностью «самоизолировались», попасть туда было невозможно, содержание офисов стало
— Как сегодня выглядят перспективы компании? Какие главные задачи стоят перед вами, как вы планируете их решать?
— Сегодня мы предлагаем более 200 отработанных программ повышения квалификации, переподготовки и первичной подготовки. Ежегодно обладателями наших дипломов и сертификатов становятся более 10 тысяч человек.
Честно говоря, хоть мы вроде и вышли из периода самоизоляции, к показателям уровня «до пандемии» так и не вернулись. Против нас играет несколько факторов: это и снижение среднего уровня доходов населения (многие потеряли работу, закрыли свои небольшие бизнесы), и боязнь приходить на очные курсы (а мы по-прежнему связаны государственными стандартами обучения — и перевести всё в онлайн-формат не имеем права). Людей нервирует и некоторая неопределённость: не закроют ли снова всех по домам.
Поэтому глобальные планы строить преждевременно. Но хотелось бы, конечно, продолжать динамичное развитие — с открытием новых офисов и созданием новых курсов. Чтобы каждый человек, даже будучи взрослым, мог пройти обучение и начать работать в той сфере, к которой у него лежит сердце. Даже не работать — а получать удовольствие и деньги