Не проспать креативные индустрии

Владимир Козлов
генеральный директор аналитического центра «Эксперт Юг»
31 мая 2021, 00:00

Конкуренция за развитие креативной экономики уже началась — южным регионам самое время увидеть себя на фоне других территорий и определиться со своими амбициями в этой сфере

LIGHTFEST.RU
Креативные индустрии преображают города — такова, например, идея Московского международного фестиваля «Круг света», в рамках которого светодизайнеры и специалисты в области аудиовизуального искусства преобразуют архитектурный облик столицы.
Читайте Monocle.ru в

Развитие креативных индустрий — один из приоритетов послания президента Федеральному собранию 2021 года и сигнал к тому, чтобы регионы разрабатывали свой инструментарий для этой работы. В последнее время появились два масштабных исследования, которые, с одной стороны, дают методику наблюдения за отраслью, с другой — показывают, на каком этапе развития креативных индустрий находятся крупнейшие российские города и регионы.

Сколько весят креативные индустрии

Исследование Агентства стратегических инициатив (АСИ) «100 городских лидеров» дало как понимание структуры того, что мы называем креативной индустрией, так и первые оценки доли данной индустрии в экономиках регионов. Заметим, что методика явно уязвима для критического взгляда, однако в данном случае важно, что хоть кто-то решился описать предмет разговора. Таблица 1 показывает структуру креативной индустрии по видам деятельности — наиболее крупными блоками по выручке компаний здесь выделяются архитектура, ИТ-сектор и индустрия моды.

В Краснодарском крае АСИ насчитало 25,8 тысячи организаций, работающих в креативных индустриях, что составляет 7,3% от всех зарегистрированных предприятий в крае (см. график 1). В Ростовской области таких предприятий 17 тысяч — 7,6% от общего числа организаций.

Уровень сотрудников в этих индустриях на Дону и Кубани — 3,2 и 3,4%, вклад креативной индустрии в ВРП — на том же уровне (см. графики 2 и 4). Доля в суммарной выручке предприятий обеих регионов — менее 2%, в Астраханской и Волгоградской областях — на уровне одного процента (см. график 3). Но эти незначительные цифры должны говорить ещё и о потенциале роста. Есть точка зрения, согласно которой эта сфера вырастет в ближайшие годы вдвое, даже если никто ничего не будет делать — поскольку рост обусловлен глобальными трендами в экономике. Нетрудно увидеть и то, как далеко в развитии этих сфер уже сегодня ушли Москва и Петербург. Но наибольший эффект получат те, кто к развитию этих сфер будут подходить осознанно. Так, уже сегодня ряд регионов имеют специальные документы или законы, создающие условия для развития креативных сфер. Например, в Питере действует концепция развития общественных и креативных пространств, в ХМАО принят региональный закон о развитии креативных индустрий, в Якутии утверждена концепция развития креативной экономики, в Москве действует специальное постановление правительства о создании креативных технопарков и создано АНО «Агентство креативных индустрий». Конкуренция регионов за развитие креативной экономики уже началась.

Из чего складывается креативность городов

PwC делает ежегодно обновляемый проект изучения крупнейших российских городов по индексу креативного капитала. Последний раз данные по проекту были обновлены в феврале 2021 года. На данный момент количество городов, за которыми ведётся наблюдение, составляет 25, юг России в нём представлен Краснодаром (6 место в рэнкинге), Ростовом-на-Дону (13 место) и Волгоградом (24 место). Весьма интересна методика оценки городской креативности. Итоговый индекс составляется на основе субиндексов пяти блоков: город, люди, бизнес, власть, бренды. Каждый блок в свою очередь распадается ещё на восемь показателей — и по каждому показателю приводится индекс развития всех городов, что дает большую детальную базу для анализа.

По общему уровню индекса мы видим, что Москва и Петербург в отрыве, особняком стоит Казань, а далее плотный кружок преследователей, индекс креативного развития которых находится в пределах 44-49 — на этом пятачке поместилось сразу семь городов, включая Новосибирск, Краснодар, Калининград, Якутск, Ханты-Мансийск. Ростов-на-Дону находится между Тюменью и Уфой с индексом 42,24. Это почти на четыре пункта меньше, чем у Краснодара, и более чем на семь пунктов больше, чем у Волгограда, который, в свою очередь, стоит между Челябинском и Омском. Но самое интересное — в анализе субиндексов.

Город: образование на высоте, материальное благополучие внизу

Как только мы начинаем анализировать города по уровню развития, южные лидеры смещаются в конец рэнкинга — Краснодар на 15 место, Ростов — на 18-е. Именно в этом блоке оба южных города-лидера занимают наихудшие места в рэнкинге.

Развитие города складывается из общего экономического положения, в том числе материального положения сотрудников креативных индустрий, уровня культурной жизни, состояния образовательной среды, городской инфраструктуры и озеленения. Несмотря на то, что общий уровень жизни в Краснодаре и Ростове вполне конкурентоспособен (13 и 16 места соответственно), по положению креативного класса Ростов на 20 месте, при этом он на две позиции выше Краснодара. По уровню культурной жизни Краснодар оценён весьма высоко — 6 место в рэнкинге, Ростов — на 13-м. По озеленению Волгоград (11 позиция) обходит и Краснодар, и Ростов-на-Дону. Наивысшие позиции у южных городов по подготовке специалистов для креативных индустрий — Ростов и Краснодар делят по этому показателю 4 и 5 места в стране. Но очевидно, что несмотря на этот локальный успех, большого применения этим специалистам города пока не находят, о чём свидетельствует отставание по материальному положению сотрудников креативных индустрий.

Люди: креативный Краснодар, толерантный Волгоград

В целом по среднему показателю блока «Люди» Краснодар занимает пятую позицию, Ростов на десятом месте, Волгоград на 23-м. Очевидно, что этот блок демонстрирует конкурентные преимущества Краснодара. Блок складывается из таких факторов, как активность, как социальная, так и экономическая, образованность, открытость и креативность. На самом деле не так просто сразу понять, как измерять открытость и креативность людей конкретного города. Исследователи в данном случае смотрели на количество иностранных граждан в городе, доступность путей авиасообщения, на вовлечённость жителей в креативную повестку, на популярность профильных тем (дизайн, искусство, кино, литература и т.д.) в поисковых запросах, на посещаемость культурных онлайн-ресурсов, на количество специалистов в креативных индустриях.

Именно по креативности Краснодар занимает первую строчку в стране, причём набольший балл поставлен именно напротив вовлечённости населения в креативную среду. Здесь отрыв Краснодара какой-то феноменальный и, возможно, нуждается в отдельном осмыслении. Разрыв с занимающим вторую позицию по этому показателю Екатеринбургом — 21,5 пункта! Ростов по этому показателю только на 11 позиции. Однако и по размеру креативного сообщества Краснодар на третьем месте в стране после Москвы и Петербурга. Ростов снова на 11-м. Кстати, Волгоград, который по показателям блока «Люди» в основном болтается в самом конце списка, именно по размеру креативного сообщества обходит Ростов-на-Дону и занимает 9 место в общем рэнкинге. Ещё один взлёт Волгоград совершает в пункте «терпимость» — он внезапно оказывается на третьей позиции в стране. Ростов таких взлётов и падений не совершает — почти по всем пунктам он на 9-11 позиции.

Бизнес: креативная инфраструктура опережает влияние на экономику

Анализируя раздел «Бизнес», надо помнить, что в данном случае речь идёт об уровне бизнеса именно в креативных индустриях. Краснодар по индексу этого блока – на шестом месте, Ростов — на тринадцатом, Волгоград — на заключительном двадцать пятом. Нужно отметить, что именно в этом блоке мы видим максимальный отрыв обеих столиц — двадцать и более пунктов по отношению к ближайшему преследователю.

Уровень бизнеса определяется интенсивностью профессиональных связей — здесь анализируется количество мероприятий, связанных с креативной индустрией, соотношение вакансий и резюме. Оценивается также креативная инфраструктура, к которой относятся не только кластеры и технопарки, но и коворкинги, тайм-кафе — и уровень их доступности. Безусловно, в этом разделе оценивается развитость самих креативных компаний, а также доля занятых в этом секторе и доля индустрии в ВРП.

По уровню влияния креативного сектора на экономику города Краснодар на четвёртой позиции в стране. Небольшая сенсация состоит в том, что Волгоград по этому пункту выше Ростова — девятое место и шестнадцатое соответственно. Зато по уровню развития креативной инфраструктуры Краснодар и Ростов находятся на четвёртом и пятом местах соответственно. Однако в целом Ростов, который традиционно ассоциируется со статусом южной деловой столицы, предстаёт сильно отстающим по показателям развития бизнеса — индекс блока «бизнес» на 9 пунктов ниже совокупного индекса развития города — 33,2.

Власть: она ещё не включилась

Само присутствие блока «Власть», как кажется, должны были бы увидеть прежде всего сами власти — особенно те, кто думает, что креативные индустрии растут сами, как трава. Смысл этого блока — оценить, с одной стороны, непосредственную вовлечённость властей в развитие креативных индустрий, с другой — их открытость вообще. Внутри блока «Власть» три группы показателей: поддержка бизнеса — МСП в целом и креативных инициатив в частности, далее — поддержка бюджетных сфер, связанных с культурой и образованием, и далее — информационная открытость власти, открытость для взаимодействия.

В целом по этому блоку Краснодар на десятом месте, Ростов — на четырнадцатом, Волгоград — на семнадцатом. А впереди всех, кстати, Ханты-Мансийск, Якутск, Ижевск, Тюмень, Томск — то есть очень мотивированные в силу неблагоприятных условий для развития бизнеса города. Примечательно, что по пункту «поддержка креативных инициатив» лидер на Юге — Волгоград, но и он находится в рэнкинге на 14-м месте. Ростов-на-Дону — на 16-м, Краснодар — на 24-м (!). Это яркая иллюстрация того, что региональные власти на Юге пока не понимают, что такое поддержка креативных индустрий. Впрочем, удивительно и то, что Ростов находится на 18 месте в стране по поддержке МСП, а по открытости для взаимодействия — на 19-м, это на 10 позиций ниже Волгограда. И только по поддержке бюджетных сфер Ростов лидер — на пятой строчке. В целом, можно сделать вывод, что власти на Юге в развитие креативных индустрий ещё не включились.

Бренды: Ростов лидирует в медиа, Краснодар — в имидже

Раздел «Бренды» включает показатели того, как город воспринимают во внешней среде. По общему индексу этого блока наивысшие позиции у Ростова — он на седьмой строчке, Краснодар — на 11-й, Волгоград — на 22-й. Внутри блока несколько составляющих — медиавлияние города, причём именно в контексте развития креативных индустрий, далее — уровень брендов и имиджевая привлекательность города. По медиавлиянию Ростов-на-Дону оказывается на третьей позиции в стране, сенсационно опережая северную столицу. В формировании этого индекса было важно соотношение позитивных и негативных публикаций о городе в связи с развитием креативных индустрий — и Ростов здесь показывает колоссальный отрыв от Питера, что, в принципе, заставляет усомниться в адекватности предложенной методики. В конце концов, негатив появляется там, где есть бурная культурная жизнь, а позитив может целиком состоять из официальных сообщений. Примечательно, что по этому пункту Волгоград обходит Краснодар — 11 позиция против 14-й.

По уровню культурного предложения Краснодар и Ростов оказываются крепкими середнячками (12 и 13 место), а по уровню креативных брендов Краснодар обходит Ростов на шесть позиций (11 место против 17-го). Последнее неожиданно и ставит вопрос о том, участвовали ли в оценке промышленные и торговые бренды городов — или креативные бренды это какой-то отдельный случай. Надо сказать, что Ростов-на-Дону наиболее конкурентоспособные позиции показывает именно в разделе «Бренды» — 49,5, это более чем на семь пунктов выше его совокупного индекса, но, похоже, это достигается только эффективностью внешнего позиционирования в медиапространстве.

Примерно такого же уровня отрыв Краснодара от Ростова по имиджевой привлекательности города для людей.

Новый объект экономической политики

Нужно заметить, что исследования, проведённые АСИ и PwC, довольно легко подвергнуть критике. Например, неясно, в каком разделе видов деятельности креативных индустрий искать весь спектр медиа. А если пройти на предложенные PwC карты расположения объектов креативных индустрий в городах, то сразу увидим их неполноту. Скажем, на карте Ростова мы найдём только один офис ИТ-компании, вообще не найдём медиа, единственным креативным пространством здесь будет Makaronka. Очевидно, что целые пласты актуальной информации о городе по какой-то причине не видны на картах, но неясно, насколько эти пробелы влияли на индексы. Но даже эти методические проблемы важны для постановки явно важных сегодня вопросов.

Мы ещё не вполне научились видеть, а следовательно, и показывать креативную индустрию. Сама креативная индустрия находится в существенной степени в тени, особенно это касается ресторанного бизнеса, распадающегося на ИП, и ИТ-индустрии, обороты которой зачастую проходят вообще мимо российской отчётности. Кажется, на нынешнем этапе только отладка методики могла бы кардинально повлиять на вес креативных индустрий. Это может пугать, но сейчас важнее другое — появление этого объекта наблюдений для всех, кто занимается экономической политикой и влияет на неё.