Согласно исследованию аналитической компании Kantar TMS, во II квартале 2021 года в Ростовской области доля нелегальных сигарет выросла до 56,9%. Для сравнения, по итогам I квартала эта доля на табачном рынке региона составляла 23,5%. Двукратный рост эксперты связывают с открытием границ и снятием ограничений, введённых в прошлом году в рамках борьбы с коронавирусом (COVID-19), работой полулегальных фабрик в приграничных территориях и слабыми санкциями по отношению к торговцам контрабандным и поддельным табаком. В целом по стране в нынешнем году потери бюджета из-за бурного роста теневого табачного рынка превысят 100 млрд рублей, считают эксперты отрасли.
Почему Ростов лидирует на рынке теневого табака
Сегодня Ростовская область — лидер по объёмам нелегальных сигарет среди всех субъектов РФ, отмечают исследователи. Мало того, столица региона (и всего Юга), Ростов-на-Дону, является абсолютным лидером среди городов-миллионников как по объёмам нелегального табака, так и по темпам роста «теневого» рынка. Сейчас в южном мегаполисе доля нелегальных сигарет составляет 48,6% — в три раза больше, чем в конце 2020 года и в январе-марте 2021-го, когда ограничения ещё действовали.
Также в исследовании Kantar отмечается, что большая часть нелегального табака (44%) приходится на подделки известных брендов. Причины — наличие местных подпольных производств, близость к Луганской и Донецкой народным республикам (ЛНР, ДНР), на территории которых действуют крупные изготовители табачного контрафакта. Около 40% всех нелегальных сигарет в регионе составляет контрабанда из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), прежде всего из Белоруссии. Поставки из этой страны, по мнению аналитиков, являются в России «главным драйвером рынка нелегальных сигарет»: доля Белоруссии в общем объёме продающегося в РФ контрафактного и контрабандного табака составляет 50%. Кроме того, в первой половине 2021 года почти втрое выросли поставки нелегальных сигарет из Казахстана: сейчас их доля — 9,1% всего «чёрного» рынка табака в России.
По мнению управляющего по корпоративным вопросам региона аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Алисы Андреевой, увеличение поставок нелегального табака из стран Таможенного союза показывает, что основным фактором, стимулирующим рост в России «теневого» оборота сигарет, является кратная разница в акцизной нагрузке между легально произведённой табачной и никотинсодержащей продукцией в России и других странах-членах ЕАЭС. «В январе 2021 года в России стартовал эксперимент по цифровой маркировке отдельных видов никотиносодержащей продукции (НСП), включая стики с нагреваемым табаком. Эта инициатива, став обязательной, поможет снизить объёмы незаконного оборота НСП, поступающей в Россию из стран ЕАЭС, — считает г-жа Андреева. — При этом, не дожидаясь введения обязательной маркировки никотиносодержащей продукции, в стране необходимо усиливать контрольно-надзорные и правоохранительные меры по пресечению нелегального оборота табачных изделий в рамках действующего законодательства».
С этим соглашаются и эксперты рынка, и представители федеральных ведомств. Так, на проходившем недавно в Москве Форуме по борьбе с нелегальной торговлей директор департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга РФ Екатерина Приезжева заявила, что в стране запущен пилотный проект по анализу региональных табачных рынков, в рамках которого будет внедрён постоянный мониторинг активности региональных властей по борьбе с оборотом нелегальных сигарет. Кроме того, разработана Стратегия по борьбе с контрафактом до 2025 года, план реализации которой уже подготовлен и направлен на рассмотрение в правительство России. «Наше ведомство будет проводить анализ эффективности работы комиссий по борьбе с нелегальным оборотом и составит рейтинг, отражающий успехи в борьбе с “теневым” сегментом. Мы ожидаем результата в виде активизации работы “на земле” и, как следствие, общего снижения незаконного оборота табака», — добавила г-жа Приезжева.
Руководитель «Бритиш Американ Тобакко Россия» («БАТ Россия») по вопросам борьбы с нелегальной торговлей Игорь Черкасский отмечает, что ситуация ухудшается практически по всей стране, особенно в крупных городах и региональных центрах. «Некоторые миллионники приближаются к критической доле нелегального рынка в 50 процентов, — уточняет г-н Черкасский. — Ситуация в таких городах уже требует пристального внимания со стороны федеральной власти».
Согласно данным Kantar TNS, в целом по стране доля незаконно продающихся сигарет составляет 12,8% от общего объёма. При этом растёт количество регионов с высокой долей незаконного табака. Помимо Дона, это Северная Осетия-Алания (56,5% местного рынка), а также шесть областей: Астраханская (53,5%), Брянская (37%), Ярославская (31,9%), Новосибирская (24,5%), Челябинская (17,2%) и Курская (15,8%). Так что пристального внимания федеральной власти требуют не только отдельные города, но и целые регионы.
Сто миллиардов: мимо бюджета — в карманы нелегалов
По оценкам отраслевых экспертов, при такой доле нелегального рынка, как сложившаяся сейчас в России, ущерб федеральному бюджету превысит 100 млрд рублей. «Нелегальный оборот табака влечёт за собой негативные экономические последствия, — соглашается менеджер по связям с органами государственной власти компании JTI Роман Трошкин. — В 2019 году недополученные бюджетом из-за табачного контрафакта доходы от акцизов и НДС составили порядка 100 миллиардов рублей, а в прошлом году, из-за того, что доля нелегального табака в стране несколько сократилась, эти потери составили около 85 миллиардов рублей. В нынешнем году доля контрафакта и контрабанды в России снова выросла. Потери бюджета могут превысить 100 миллиардов рублей».
По словам Трошкина, нелегальная торговля табаком влечёт за собой ещё и выпадающие доходы региональных и местных бюджетов (например, налога на прибыль, НДФЛ, страховых взносов и т. д.). Кроме того, уверен эксперт, теневой оборот никотиносодержащей продукции — это ещё и «генерация преступных доходов, незаконная конкуренция и беспрепятственный доступ к такой продукции несовершеннолетних».
О напряжённой ситуации в приграничных районах ещё этим летом «Эксперту ЮГ» рассказывал руководитель всероссийского общественного движения «Антидилер» Денис Терсков: «Мы стараемся “глубоко копать”, насколько это возможно. Знаем, что часть контрафактной продукции поставляют полулегальные фабрики из приграничных районов ЛНР и ДНР, знаем о периодических перестрелках между контрабандистами и силовиками, как раз на границе с Ростовской областью. Мы знаем, что из Луганской и Донецкой республик внаглую везут в регион контрафактный табак. Везут полями и какими-то “оленьими” тропами. Однако у нас нет возможности и ресурсов проводить тщательные расследования, выявлять всех участников цепочки поставок и “крёстных отцов”, которые за ними стоят. Да и полномочий таких у нас нет».
По словам Терскова, они могут инициировать рейды, помогать правоохранительным органам в выявлении нелегалов, контролировать ход административных и уголовных дел, разъяснять представителям власти и потребителям, чем контрафактный табак отличается от легального. «Нам предельно ясно одно: рынки наркотиков, нелегального табака, алкоголя и лекарств в регионе держат одни и те же мафиози. И такой бизнес приносит им хорошие доходы», — признаёт эксперт. В сложившихся условиях, по мнению Дениса Терскова, остановить рост объёмов контрафактного табака помогут ужесточение законодательства, пресечение коррупции в правоохранительных органах, более тесное взаимодействие силовых, контролирующих структур и общественности.
Гармонизация акцизов, ужесточение законов и установка заслонов
С руководителем «Антидилера» солидарны и другие эксперты отрасли. Так, Алиса Андреева считает, что, во-первых, необходимо усиление контроля за оборотом нелегального табака со стороны надзорных и правоохранительных органов, Во-вторых, в ближайшее время надо ввести уголовную ответственность за незаконное перемещение табачной продукции через границу РФ. В-третьих, должно быть кратное увеличение штрафов за оборот нелегальной продукции. В-четвёртых, необходимо введение обязательной регистрации технологического оборудования для производства табачной продукции в России. «Кроме того, в рамках ЕАЭС надо принять особый порядок перемещения подакцизных товаров, и, безусловно, в первую очередь, гармонизировать акцизную политику в России и других странах-членах Евразийского экономического союза», — добавляет г-жа Андреева.
Акцизная политика в данном аспекте — одна из больных тем. С 1 января 2021 года в России на 20% повысились акцизы на табачные изделия. Мера вынужденная. Правительство РФ, ссылаясь на возросшие расходы бюджета во время борьбы с распространением COVID-19, решило повысить табачный акциз в 2021 году на 20% вместо запланированных 4%. «Внеплановое повышение акцизов позволит обеспечить выполнение социальных обязательств государства в условиях роста бюджетных расходов из-за сложившейся экономической ситуации, связанной с пандемией», — цитирует РБК представителя Минфина России. В ответ на это легальные производители отрасли заявили, что повышение акциза неминуемо приведёт к подорожанию легальной продукции и будет стимулировать спрос на контрабандные и контрафактные сигареты. В итоге официальные табачники оказались правы.
Игорь Черкасский вспоминает, что ещё в 2019 году государства ЕАЭС подписали соглашение о гармонизации акцизов на табак — к 2024 году страны должны установить единую ставку налогов. При этом Россия значительно опережает соседей: в Белоруссии самая дешёвая категория сигарет стоит в среднем 35–40 рублей за пачку, а ставка акциза растёт всего на 10–15% в год. По оценке экспертов РАНХиГС, при сохранении разрыва в ценах на сигареты в странах ЕАЭС к 2025 году доля нелегального сегмента на российском табачном рынке может достигнуть 30% против сегодняшних 12,8%. Сейчас, считает Черкасский, исправить ситуацию помогут сбалансированный рост акцизов на сигареты в России и повышенные темпы индексации ставок акцизов в странах ЕАЭС. «Также крайне важно установить непреодолимый барьер на пути незаконно ввозимой табачной продукции из других стран, принять меры внутри Таможенного союза по пресечению используемых для нелегального ввоза схем лжетранзита, предусмотреть существенное повышение штрафов за реализацию нелегальной продукции в рознице», — резюмирует эксперт.
По мнению директора по корпоративным и юридическим вопросам «Империал Тобакко» в России и Центральной Азии Илоны Миртовой, нелегальная продукция привлекательна для потребителя, который не может себе позволить сигареты легальных производителей: разница в стоимости двукратная. «Если не работать с причинами нелегального потребления, то нам придётся постоянно и с переменным успехом бороться с его последствиями, — уверена г-жа Миртова. — Пересмотр мер, влияющих на цену пачки, должен учитывать уровень доходов населения, а также акцизную политику стран-участниц Таможенного союза. Эффективным инструментом было бы достижение договорённости с другими странами ЕАЭС о повышении акцизных ставок до уровня российских. Это помогло бы исключить финансовую выгоду от перемещения табачных изделий из ЕАЭС в Россию».